Главная

Указ

План

Линейка

Азбука

Библия

Памятник

Подумаем

Поиграем

Бутявки

Приколы






Наши шефы

 

одумаем 

 
 

Конкурс эпиграфов

Ребята! Предлагаем вам выбрать эпиграф для школьной газеты "Слово". Эти цитаты нашли учащиеся 9 класса. Какая из них, на ваш взгляд, лучше выражает идею нашей газеты?
Аргументируйте свое мнение.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
... Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова, Родина, Верность, свобода и честь.

В. Шефнер «Слова»

Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.

Сергей Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

Я знаю: люди состоят из слов,
Которые им внутрь вошли, и тела.

Е. Винокуров «Слово»

... слово
Не сгибается дугой
Оно - кристалл,
Что огранен веками.

Слова умеют плакать
и смеяться ...

Я. Козловский «Слово»

На свете тот народ велик,
Что слово бережет,
И чем древней его язык,
Тем дольше он живет.

Сергей Марков

На всех словах - события печать.

С. Маршак «Словарь»

Слово ж, даже малое словечко,
Смертного не ведает конца.

Николай Браун

Будь осторожен, выбирая слово, -
Им осчастливить можно и убить!

Н. Грибачев «Слова»

На доброе слово
не надо скупиться.

Н. Рыленков

Любите слово!
И оно - природа.
Цветенье плодоносящих садов,
Как из окна,
Глядит душа народа,
Из коренных,
Видавших виды слов.

Виктор Боков

...всегда тебе и мне
Слово русское в тумане
Светит, словно свет в окне.
Что бы с жизнью не случилось,
Чем бы ни омрачена, -
Лишь бы в целости хранилась
Наших русских слов казна...

В. Вознесенкий

Спасибо слову, в котором, как в линзе, -
мир настоящего,
мир будущего,
мир отошедшего,
бесконечно великая Вселенная
в туманностях и звездах
и непостижимая Вселенная
души человеческой.

Сергей Подеянов «Власть сердца»

 

Задания старшеклассникам

Предлагаем поразмышлять
(Задания взяты из газеты «Русский язык» № 29, 2007 год)

В памятном 1945 году была издана работа проф. Т.О. Винокура «Русский язык. Исторический очерк». Прочитайте отрывок из авторского предисловия к книге.

Русское чувство любви к родному языку представляет собой нечто исключительное. Это не просто любовь, а обожание, страсть, полная преданность, гордая вера. Особенно ярко это своеобразное чувство <...> проявлялось всегда у тех русских писателей, которые вели за собой культурное сознание своего времени. Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Горький, Блок, все участники великой плеяды созидателей русской литературы постоянно обнаруживали свою нерасторжимую связь с русской речью как основой их жизненного дела. Русский язык был для них не только послушным и благодарным материалом, но и символом России. Через русский язык они искали своеобразных путей к постижению России, русскому языку верили как залогу ее высокого исторического предназначения.

Знаменитое стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» <...> — подлинный гимн русскому языку, который известен каждому русскому школьнику и вошел в ежеминутное сознание русского грамотного человека. В нем выражено чувство, которое принадлежит столько же Тургеневу, сколько всякому, кто воспитан Россией.

Плеяда [гр- Pleias] — группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

1. Какое отношение автора к русскому языку пронизывает каждую строчку этого текста? Какие чувства, какие мысли о родном языке стремился вызвать у читателя автор?

Актуальный [actualis—деятельный] - важный, существенный для настоящего времени.

2. Обратите внимание на дату появления книги, из которой взят текст, и подумайте: чем она памятна и как это объясняет возвышенный тон высказывания, обостренное желание автора пробудить у читателя «чувства добрые» к родному русскому языку?

3. Какие словосочетания выступают в данном отрывке как текстовые синонимы?

4. Являются ли синонимами прилагательные, входящие, в состав термина родной русский язык?

5. По данной модели составьте словосочетание, обозначающее учебный предмет «родной язык» в школе, где учатся дети, для которых родным является, например, башкирский, или татарский, или белорусский язык.
6. В каком стиле речи написан текст из упражнения?

7. Подумайте: если родной язык осваивается человеком в раннем детстве, почему и зачем он изучается на протяжении всех лет обучения в школе? И заканчивается ли языковое развитие человека школьными уроками родного языка?

Изложите свои суждения на эту тему.

Если затрудняетесь, прочитайте тексты из следующего упражнения. Они могут направить ваши размышления, помочь выразить их.

8. Какой из данных ниже текстов дает прямой ответ на вопрос предыдущего задания? В каком тексте содержится материал, позволяющий более полно рассмотреть предложенную тему? Выпишите из обоих текстов ключевые слова, сочетания слов, предложения, которые помогут вам составить план развернутого сообщения на тему задания 7.

I. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там... Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. <... >

Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку. <...>

На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.
Эта формула - тоже язык! <...>

Прежде чем сесть за рабочий стол и вывести первую строчку, каждый автор долго обдумывает ее содержание. <...> И вы сами, прочтя взволновавшую вас новую книгу, закроете ее и откинетесь в задумчивости; вы начнете <...> размышлять над тем, что только что узнали.

И вы, и я, и каждый из нас — все мы постоянно думаем.

А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство — жизнь. <...>

Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер. А мастерски владеть любым их них - стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом —. это значит до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.

Из всех орудий язык — самое удивительное и сложное. Так достаточно ли знаем мы его?

Л.В. Успенский

II. Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека - зеркало его самого. Все фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, черствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств.

...С помощью языка ребенок постигает мир. Первый и самый важный предмет в школе - это родная речь. И как бы ни были важны другие науки, которыми овладевает человек на протяжении всей своей жизни, главным его достоянием остается великий и могучий, полный разума и свободы русский язык. Ибо только благодаря языку человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества. Только благодаря языку, благодаря лучшим произведениям словесности каждый из нас познает себя через других, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям. Богатства языка и языковой культуры неисчерпаемы.

Поэтому и нет предельной точки в овладении языком. Язык требует к себе активного отношения. Языку надо учиться. Каждый день. Всю жизнь.

И.В.Толстой

 

Знаешь ли ты, что…

Главное в науке - найти ответ на вопрос: ПОЧЕМУ? Язык, удивительнейшее создание человека, стоит того, чтобы мы о нем думали, были «почемучками» в языкознании.

Л.В. Сахарный

Областной говор не искажение общерусского языка; это запасное отделение той же великой сокровищницы нашего словарного фонда. И кто знает, какие еще удивительные находки может сделать в нем внимательный и чуткий наблюдатель.

Л. Успенский

В учебнике «Основы культуры речи» (учебное пособие для учащихся старших классов, Воронеж, 1994, под редакцией профессора И.А. Стернина) названы типичные орфоэпические ошибки жителей Воронежской области. По мнению исследователя Н.П. Гринковой, их пять.

Для россошанцев, как для южан Центрального Черноземья, характерны, на наш взгляд, два из пяти. На территории Россошанского района, особенно у сельчан, отличительной чертой произношения является фрикативный звук вместо взрывного Г. Это влияние соседней Украины и следствие того, что среди коренных россошанцев у большинства - украинские корни (вспомним наши фамилии: Сидоренко, Вакуленко, Семенченко, Куцевалов, Пархоменко, Скрипченко и др.).  Замена  Ф  на Х/ХВ или наоборот (ХВ)ИЗИКА, КО(Х)ТА, (Ф)ОСТ, (Ф)АТИТ. Это влияние местного говора, великорусского диалекта.

Русские народные говоры многочисленны и разнообразны, в большей мере они распространены в сельской местности, «это особая, развивающаяся по своим законам разновидность современного русского языка». Как говорили мы сами, наши одноклассники, учителя, горожане? Какие слова мы слышим дома, на улице, в магазине, в школе, на переменах? Ведь диалекты живут только в устах говорящего. Исследователь языка Лев Успенский прав, говоря, что «слово как подорожник: оно никуда не может пойти само. Но его всюду приносят люди. И нередко они уходят, а оно остается, как верный свидетель: тут были они!» Свидетельством того, что основателями слободы Россошь были служивые казаки Острогожского полка, по преимуществу украинцы, являются особенности нашего говора.

 

Написать письмо

Главная   Указ   План  Линейка  Азбука  Библия  Памятник  
Подумаем  Поиграем  Бутявки  Приколы

© 2007 Россошанская школа-интернат
 Создание и поддержка: Студия "INKUBATURA-Pictures"