Главная

Указ

План

Линейка

Азбука

Библия

Памятник

Подумаем

Поиграем

Бутявки

Приколы








Наши шефы

 

збука 

 
 

Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник.
В городах и селах все от мала до велика выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Попробуйте угадать, что несут демонстранты. Лозунги? Ну, конечно, есть и лозунги, но лозунги особенные. Портреты? Да, и портреты тоже, но чьи? Несут и цветы – весенний праздник без цветов даже вообразить невозможно. Самое интересное в этом красочном шествии то, что люди несут в руках огромные буквы. Да-да, наши родные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета, в руках взрослых и детей проплывают над шеренгами а, о, р, к и все остальные. А на портретах Кирилл и Мефодий, которые, как вы помните, изобрели славянскую азбуку.

Русские туристы — желанные гости на этом празднике. Еще бы! Они не просто представители дружеского народа, но и братья по письменности. Праздник называется праздником славянской азбуки. И вместе с тем это праздник культуры - праздник науки и искусства. А то, что написано на длинных полотнищах лозунгов, в переводе на русский язык звучит так: «Наука - это солнце». Вспомним русскую народную пословицу: «Ученье - свет, неученье – тьма». С 1986 г. праздник славянской азбуки стали ежегодно отмечать и в нашей стране.

 

Праздник, посвященный Дню славянской письменности,
 
для ребят провели пятиклассники и учитель русского языка Наумовец Э.А.

Ребята, сегодня 24 мая. Этот день особенный для нас. Именно сегодня день славянской письменности. Мы с вами уже так привыкли говорить, писать, думать на родном языке, но редко задумываемся, откуда же он появился, почему так непохож на другие языки.

Сегодня мы с вами постараемся приоткрыть завесу тайны появления славянской письменности, а помогут нам в этом юные исследователи.

О жизни Кирилла и Мефодия

Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.

Родились они в семье военачальника из города Салоники. Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в восторг учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский.

Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия. Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила. И он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослави на учение о пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.

Братья прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянским языке. Для этого они изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить их в священный сан, братья отправились с ними в Рим.

Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление со стороны немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение проходило только на латинском языке.

По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I великий освятил священные книги. И ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами. В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии.

 В 870 году во время войны он был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола. Вмешался Папа Иоанн VIII. Он написал епископу Падуанскому, Гемерику: «Жестокость твоя превышает жестокость любого светского тирана, даже звериную свирепость: поместить в заключение брата нашего и епископа Мефодия, в течение долгого времени держать лютою зимою, во время урагана под открытым небом. Оторвать его от выполнения им церковных обязанностей! И ты дошел до такой степени безумия, что на синоде ударил бы его кнутом, если бы тебе не помешали другие?". Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.

Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла. В 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают торжество. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Праздник начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами. Плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.

Викторина «Кто внимательнее»

– Мирское имя Кирилла.

– Кем был отец братьев?

– Чем поражал Кирилл учителей?

– Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви папы Николая I Великого?

– как прозвали Кирилла в Константинополе и за что?

– Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам?

– Почему все народы поддерживали братьев?

Сообщения о школах Руси

– Как у нас проходят уроки? Что мы на них делаем? Как вы отвечаете? Давайте сравним, как учились ваши ровесники несколько столетий назад.

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книге. Тут же другой ученик, в чем – то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым перерывом на обед).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Работа с кириллицей

На доске висит кириллица. Учитель читает и называет буквы.

– Сколько их?

– Какие сохранились? Как они сейчас называются?

– Давайте попробуем свои имена обозначить древними буквами.

Иллюстрации из книги Н.П.Кончаловской «Наша древняя столица»
помогают ярче представить нам древнерусских школяров

В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк,-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамоту была!
Вот каким пером писали-
Из гусиного пера.

— • —

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

– Понравилось вам в древнерусской школе? Почему?

– Кто и чему обучал детей?

– Как происходило это обучение?

А вот как вспоминает о постижении грамоты А. М. Горький

(Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша).

– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

– Буки.

– Попал! Это?

– Веди.

– Врешь! Аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

– Добро.

– Попал. Это?

– Глаголь.

– Верно. А это?

– Аз.

– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?

Сообщения о буквах, которые «изгнали» из азбуки

– В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением мы пользуемся и сейчас.

В 1917-1918 годах была новая реформа азбуки. В результате которой были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из азбуки.

Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы обозначают планету Сатурн. Буквы ять и е произносились совершенно одинаково.

До ее изгнания из азбуки она носила название «страшилища», «пугала», т. к. она затрудняла правописание и приносила много огорчений (особенно детям). Им приходилось механически изучать правила на ять. Ошибки на ять считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

«Ижица» выглядела, как римское V и чем – то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало выпороть, а в более широком смысле – устроить кому – либо головомойку.

Буква «ер» , так называемый «твердый знак», сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917 – 1918 годов это буква писалась в конце слов после твердых согласных ее называли «бездельником», «лодырем», «кровососом», «разбойником», «дармоедом». Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.

Давно забытая буква  «фита» и хорошо знакомая нам ф  («ферт» ) передавали один и тот же звук, изначально несвойственный русскому языку. Когда – то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместе со словарями, в которых они встречались.

Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом.

Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через греческий, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и проч. – все они могли писаться только через ферт.

Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Позже появилось выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно значит «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством».

Заключительное слово учителя

– Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе. Немного познакомились со святыми, в честь которых была названа первая азбука.

– Давайте проверим, кто оказался самым внимательным.

– Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? Кто внес изменения в русскую азбуку?

– Какую букву называли страшилищем?

– Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано?

– Какая буква была самим настоящим бездельником? Почему?

– Что означает выражение прописать ижицу?

 

Написать письмо

Главная   Указ   План  Линейка  Азбука  Библия  Памятник  
Подумаем  Поиграем  Бутявки  Приколы

© 2007 Россошанская школа-интернат
 Создание и поддержка: Студия "INKUBATURA-Pictures"