Постинтернатное сопровождение

От социальной опеки к социальной самостоятельности

 

•  Главная

Положение

Концепция

Программа

План работы

Документы

Первые шаги

Фотоприветы

 

Концепция

воспитательной деятельности

«От социальной опеки к социальной самостоятельности»

В основу воспитательной концепции Россошанской школы-интерната «От социальной опеки к социальной самостоятельности» положены: нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания.

Международные:

Федеральные:

Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ:

Законы Воронежской области:

Основные понятия, определяющие деятельность
Службы постинтернатного сопровождения
КОУ ВО «Россошанская школа-интернат для детей-сирот
 и детей, оставшихся без попечения родителей»

Постинтернатное сопровождение – форма воспитания и оказания социальной помощи и поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками учреждений интернатного типа во время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, после окончания получения профессионального образования до достижения возраста 23 лет на условиях договора.

Сопровождение – методически организованный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение актуальной проблемы и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Процесс оказания помощи и поддержки субъекту, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (сиротство, неспособность к самообслуживанию в связи с недостаточностью социального опыта, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты, одиночество, инвалидность и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Индивидуальная программа социальной реабилитации выпускника интернатного учреждения, нуждающегося в социальном сопровождении – форма ведения документации, которая содержит подробные сведения о выпускнике; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами учреждений, данные о происходящих изменениях.

Специалисты сопровождения – социальные работники, педагоги, мастера производственного обучения, психологи, врачи, юристы, специалисты отдела опеки и попечительства, сотрудники органов внутренних дел, общественные организации, волонтеры и др.

Основные направления деятельности
Службы постинтернатного сопровождения
КОУ ВО «Россошанская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей».

К основным направлениям деятельности относятся:

1. Мониторинг – владение информацией о социальной адаптации выпускников, проблемах жизнеустройства, потребностях в помощи и поддержке. Систематическое посещение выпускников по месту жительства, ведение городской базы данных о выпускниках.
2. Профилактика – определение рисков социальной адаптации, разработка программ профилактической работы.

3. Диагностика (индивидуальная и групповая) – дифференцированный учет выпускников, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления, определение ресурсов личности выпускника для успешной адаптации.

4. Сопровождение – оказание информационно-консультативной, социально-правовой, медико-психологической и иных форм помощи.

5. Координация – создание условий для координации и совместной деятельности субъектов постинтернатного сопровождения.

6. Итоги работы подводятся ежеквартально. Годовой отчет о работе деятельности постинтернатного сопровождения направляется в охраны прав детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основной проблемой и задачей Россошанской школы-интерната как образовательного учреждения, воспитанники которого, по преимуществу, - социальные сироты, является их реабилитация, адаптация и интеграция в общество как сознательных граждан, готовых и способных к духовному развитию, самосовершенствованию, пониманию смысла своей жизни, индивидуально – ответственному поведению. Выпускники интернатного учреждения должны обладать способностью формулировать собственные поступки и обязательства, быть готовыми к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе нравственного выбора, а также быть способными к преодолению трудностей бытового, профессионального, личного характера. Для успешной интеграции им необходимы трудолюбие, бережливость, понимание и восприятие гражданских и семейных ценностей.

Подавляющее большинство воспитанников школы-интерната не имели положительного социального, бытового, коммуникативного, здоровьесберегающего жизненного опыта до поступления в учебное учреждение, но зато были вооружены примерами асоциального поведения близких, что не могло не сказаться на общем уровне нравственности. Для многих из сегодняшних воспитанников характерны психолого-педагогическая запущенность, нарушение психики, невротические реакции протеста, склонность к аффективному поведению, правонарушениям. Решение этих проблем осуществляется через социальную опеку на первых шагах пребывания в интернате, которая сменяется сформированной за время пребывания в школе социальной самостоятельностью.

Условия социальной адаптации детей-сирот в школе-интернате складываются из следующих компонентов:

  • условия для реализации творческих начал воспитанников в системе дополнительного образования и внеурочной занятости:
  • Духовой оркестр;
  • «Мой друг – компьютер»;
  • Народное творчество;
  • музыкальные часы;
  • Изостудия «Палитра»;
  • спортивные секции;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • мягкая игрушка, «Изонить»;
  • школьное экскурсионное агенство;
  • занятия в объединениях по социально-бытовой адаптации.
  • формирование личности воспитанника как субъекта интеллектуальной деятельности;
  • создание развивающей среды;
  • соединение урока с самоподготовкой;
  • организация индивидуальной работы;
  • организация научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • коррекционно-развивающие занятия;
  • логопедические занятия;
  • библиотечный час;
  • час чтения;
  • коррекция психического и физического здоровья:
  • ежедневные прогулки;
  • динамические перемены;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • коррекционно-развивающие занятия;
  • индивидуальные консультации психолога;
  • диетическое питание;
  • работа физиотерапевтического кабинета;
  • работа стоматологического кабинета;
  • прием у психиатра и педиатра;
  • тренажерный зал;
  • посещение Ледового Дворца.
  • социально-трудовая адаптация:
  • работа в ремонтных бригадах;
  • труд на учебно-опытном участке;
  • общественно-полезный труд;
  • самообслуживание;
  • реализация программ:
    • «Хозяин дома»;
    • «Хозяйка дома»;
    • «Сделай сам»;
    • «Готовим сами»;
  • приобретение социально опыта:
    • совместные праздники с шефами;
    • выходной день в семье у шефов;
    • совместные праздники с волонтерами Свято-Ильинского храмового комплекса;
    • выходной день у волонтеров;
    • экскурсии на предприятия города;
    • организация досуговой занятости воспитанников с включением посещения досуговых центров города;
  • построение модели портфолио учащегося;
  • изучение курсов: «Твои права», «Обществознание», «Культура общения», «Краеведение»;
  • профессиональное самоопределение личности;
  • получение начального профессионального образования через:
    • центр занятости;
    • внешкольные учреждения;
    • введение элективных курсов профильного и предпрофильного образования;
    • консультации психолога и социального педагога;
    • работа по плану профориентационному и социально-адаптационному.

Организационно-содержательная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот:

  • поступление воспитанников в интернатное учреждение;
  • медицинское обследование;
  • установление социального статуса ребенка;
  • психологическая диагностика;
  • определение уровня интеллектуального развития;
  • заседание медико-психолого-педагогического консилиума.

Адаптационные период:

  • индивидуальная работа с воспитанником;
  • ведение Дневника педнаблюдений;
  • создание комфортной пространственной среды жизни;
  • определение интересов ребенка и их развитие;
  • участие в работе детского самоуправления;
  • участие в работе детских объединений, секций, занятий по интересам.

Социально-правовая защита осуществляется через:

  • создание банка данных о ребенке;
  • правовое просвещение;
  • закрепление жилья;
  • защиту личных имущественных прав;
  • работу с семьей;
  • консультации социального педагога;
  • обучению взаимодействию с государственными структурами и учреждениями, призванными защищать интересы ребенка.

Развитие личности ребенка:

  • психическое развитие личности;
  • коррекция личности ребенка;
  • формирование здорового образа жизни;
  • физические и психическое развитие личности;
  • интеллектуальное и духовно-нравственное становление личности.

Социализация ребенка:

  • создание условий для самореализации и самоопределения;
  • профориентационная работа
  • усвоение норм и правил поведения в обществе через реализацию воспитательных программ, программ работы дополнительного образования, внеурочной деятельности;
  • трудовая подготовка;
  • начальная профессиональная подготовка;
  • портфолио воспитанника;
  • заседание медико-психоло-педагогического консилиума;
  • расширение коммуникативного ареала через взаимодействие с внешкольными учреждениями.

Постинтернатное сопровождение:

  • поддержание связей с выпускниками;
  • взаимодействие с учебными заведениями, где продолжают образование выпускники;
  • работа социальной гостиницы;
  • социальная, медико-психоло-педагогическогое консультирование;
  • оказание помощи при взаимодействии с государственными учреждениями;
  • социально-бытовое консультирование;
  • материальная помощь воспитанникам, проходящим службу в рядах Вооруженных сил РФ, при вступлении в брак;
  • педагогическое сопровождение воспитанников, работа наставников.

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг. определяет, что «...под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению...». Концепция воспитательной системы школы-интерната для осуществления организации деятельности определяет основные направления воспитания и реализации, которые включают:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное и духовное воспитание;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • интеллектуальное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • социокультурное и медиакультурное воспитание;
  • культуротворческое и эстетическое воспитание;
  • правое воспитание и культура безопасности;
  • воспитание семейных ценностей;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • экологическое воспитание;
  • профориентационную, социально-адаптационную деятельность и постинтернатовское сопровождение воспитанников.

Планируемыми результатами воспитания и социализации учащихся Россошанской школы-интерната «От социальной опеки к социальной самостоятельности» являются развитие социальной активности и гражданской ответственности воспитанников посредством профилактики отклонений в их поведении, включения в разнообразные социально востребованные сферы деятельности; обеспечения роста социальной зрелости учащихся проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитие талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие, самосовершенствование во благо современного российского общества и государства.

 

 

ГлавнаяПоложение КонцепцияПрограммаПлан работы Документы Фотоприветы