воспитательной деятельности
«От социальной опеки к социальной самостоятельности»
В основу воспитательной концепции Россошанской школы-интерната «От
социальной опеки к социальной самостоятельности» положены:
нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания.
Международные:
Федеральные:
Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ:
Законы Воронежской области:
Основные понятия, определяющие деятельность
Службы постинтернатного сопровождения
КОУ ВО «Россошанская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
Постинтернатное сопровождение – форма воспитания и оказания
социальной помощи и поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, являющихся выпускниками учреждений интернатного
типа во время обучения по очной форме в образовательных учреждениях
начального или среднего профессионального образования, после окончания
получения профессионального образования до достижения возраста 23 лет на
условиях договора.
Сопровождение – методически организованный процесс взаимодействия
сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение
актуальной проблемы и действие, ведущее к прогрессу в развитии
сопровождаемого. Процесс оказания помощи и поддержки субъекту,
обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных
решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая
жизнедеятельность гражданина (сиротство, неспособность к
самообслуживанию в связи с недостаточностью социального опыта,
малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места
жительства, конфликты, одиночество, инвалидность и тому подобное),
которую он не может преодолеть самостоятельно.
Индивидуальная программа социальной реабилитации выпускника
интернатного учреждения, нуждающегося в социальном сопровождении –
форма ведения документации, которая содержит подробные сведения о
выпускнике; начальную информацию о социальном, психологическом статусе,
состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи
коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер,
реализуемых специалистами учреждений, данные о происходящих изменениях.
Специалисты сопровождения – социальные работники, педагоги,
мастера производственного обучения, психологи, врачи, юристы,
специалисты отдела опеки и попечительства, сотрудники органов внутренних
дел, общественные организации, волонтеры и др.
Основные направления деятельности
Службы постинтернатного сопровождения
КОУ ВО «Россошанская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей».
К основным направлениям деятельности относятся:
1. Мониторинг – владение информацией о социальной адаптации выпускников,
проблемах жизнеустройства, потребностях в помощи и поддержке.
Систематическое посещение выпускников по месту жительства, ведение
городской базы данных о выпускниках.
2. Профилактика – определение рисков социальной адаптации, разработка
программ профилактической работы.
3. Диагностика (индивидуальная и групповая) – дифференцированный учет
выпускников, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее
предоставления, определение ресурсов личности выпускника для успешной
адаптации.
4. Сопровождение – оказание информационно-консультативной,
социально-правовой, медико-психологической и иных форм помощи.
5. Координация – создание условий для координации и совместной
деятельности субъектов постинтернатного сопровождения.
6. Итоги работы подводятся ежеквартально. Годовой отчет о работе
деятельности постинтернатного сопровождения направляется в охраны прав
детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной проблемой и задачей Россошанской школы-интерната как
образовательного учреждения, воспитанники которого, по преимуществу, -
социальные сироты, является их реабилитация, адаптация и интеграция в
общество как сознательных граждан, готовых и способных к духовному
развитию, самосовершенствованию, пониманию смысла своей жизни,
индивидуально – ответственному поведению. Выпускники интернатного
учреждения должны обладать способностью формулировать собственные
поступки и обязательства, быть готовыми к самостоятельным поступкам и
действиям, совершаемым на основе нравственного выбора, а также быть
способными к преодолению трудностей бытового, профессионального, личного
характера. Для успешной интеграции им необходимы трудолюбие,
бережливость, понимание и восприятие гражданских и семейных ценностей.
Подавляющее большинство воспитанников школы-интерната не имели
положительного социального, бытового, коммуникативного,
здоровьесберегающего жизненного опыта до поступления в учебное
учреждение, но зато были вооружены примерами асоциального поведения
близких, что не могло не сказаться на общем уровне нравственности. Для
многих из сегодняшних воспитанников характерны психолого-педагогическая
запущенность, нарушение психики, невротические реакции протеста,
склонность к аффективному поведению, правонарушениям. Решение этих
проблем осуществляется через социальную опеку на первых шагах пребывания
в интернате, которая сменяется сформированной за время пребывания в
школе социальной самостоятельностью.
Условия социальной адаптации детей-сирот в школе-интернате складываются
из следующих компонентов:
- условия для реализации творческих начал воспитанников в системе
дополнительного образования и внеурочной занятости:
- Духовой оркестр;
- «Мой друг – компьютер»;
- Народное творчество;
- музыкальные часы;
- Изостудия «Палитра»;
- спортивные секции;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- мягкая игрушка, «Изонить»;
- школьное экскурсионное агенство;
- занятия в объединениях по социально-бытовой адаптации.
- формирование личности воспитанника как субъекта
интеллектуальной деятельности;
- создание развивающей среды;
- соединение урока с самоподготовкой;
- организация индивидуальной работы;
- организация научно-исследовательской и проектной деятельности;
- коррекционно-развивающие занятия;
- логопедические занятия;
- библиотечный час;
- час чтения;
- коррекция психического и физического здоровья:
- ежедневные прогулки;
- динамические перемены;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- коррекционно-развивающие занятия;
- индивидуальные консультации психолога;
- диетическое питание;
- работа физиотерапевтического кабинета;
- работа стоматологического кабинета;
- прием у психиатра и педиатра;
- тренажерный зал;
- посещение Ледового Дворца.
- социально-трудовая адаптация:
- работа в ремонтных бригадах;
- труд на учебно-опытном участке;
- общественно-полезный труд;
- самообслуживание;
- реализация программ:
- «Хозяин дома»;
- «Хозяйка дома»;
- «Сделай сам»;
- «Готовим сами»;
- приобретение социально опыта:
- совместные праздники с шефами;
- выходной день в семье у шефов;
- совместные праздники с волонтерами Свято-Ильинского храмового
комплекса;
- выходной день у волонтеров;
- экскурсии на предприятия города;
- организация досуговой занятости воспитанников с включением посещения
досуговых центров города;
- построение модели портфолио учащегося;
- изучение курсов: «Твои права», «Обществознание», «Культура общения»,
«Краеведение»;
- профессиональное самоопределение личности;
- получение начального профессионального образования через:
- центр занятости;
- внешкольные учреждения;
- введение элективных курсов профильного и предпрофильного образования;
- консультации психолога и социального педагога;
- работа по плану профориентационному и социально-адаптационному.
Организационно-содержательная модель постинтернатного сопровождения
детей-сирот:
- поступление воспитанников в интернатное учреждение;
- медицинское обследование;
- установление социального статуса ребенка;
- психологическая диагностика;
- определение уровня интеллектуального развития;
- заседание медико-психолого-педагогического консилиума.
Адаптационные период:
- индивидуальная работа с воспитанником;
- ведение Дневника педнаблюдений;
- создание комфортной пространственной среды жизни;
- определение интересов ребенка и их развитие;
- участие в работе детского самоуправления;
- участие в работе детских объединений, секций, занятий по интересам.
Социально-правовая защита осуществляется через:
- создание банка данных о ребенке;
- правовое просвещение;
- закрепление жилья;
- защиту личных имущественных прав;
- работу с семьей;
- консультации социального педагога;
- обучению взаимодействию с государственными структурами и учреждениями,
призванными защищать интересы ребенка.
Развитие личности ребенка:
- психическое развитие личности;
- коррекция личности ребенка;
- формирование здорового образа жизни;
- физические и психическое развитие личности;
- интеллектуальное и духовно-нравственное становление личности.
Социализация ребенка:
- создание условий для самореализации и самоопределения;
- профориентационная работа
- усвоение норм и правил поведения в обществе через реализацию
воспитательных программ, программ работы дополнительного образования,
внеурочной деятельности;
- трудовая подготовка;
- начальная профессиональная подготовка;
- портфолио воспитанника;
- заседание медико-психоло-педагогического консилиума;
- расширение коммуникативного ареала через взаимодействие с внешкольными
учреждениями.
Постинтернатное сопровождение:
- поддержание связей с выпускниками;
- взаимодействие с учебными заведениями, где продолжают образование
выпускники;
- работа социальной гостиницы;
- социальная, медико-психоло-педагогическогое консультирование;
- оказание помощи при взаимодействии с государственными учреждениями;
- социально-бытовое консультирование;
- материальная помощь воспитанникам, проходящим службу в рядах
Вооруженных сил РФ, при вступлении в брак;
- педагогическое сопровождение воспитанников, работа наставников.
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях на 2013-2020 гг. определяет, что «...под воспитанием в
общеобразовательной организации все больше понимается создание условий
для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и
подготовки к жизненному самоопределению...». Концепция воспитательной
системы школы-интерната для осуществления организации деятельности
определяет основные направления воспитания и реализации, которые
включают:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культуротворческое и эстетическое воспитание;
- правое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание;
- профориентационную, социально-адаптационную деятельность и
постинтернатовское сопровождение воспитанников.
Планируемыми результатами воспитания и социализации учащихся
Россошанской школы-интерната «От социальной опеки к социальной
самостоятельности» являются развитие социальной активности и гражданской
ответственности воспитанников посредством профилактики отклонений в их
поведении, включения в разнообразные социально востребованные сферы
деятельности; обеспечения роста социальной зрелости учащихся
проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитие
талантов и способностей, в сознательном профессиональном
самоопределении, ориентации на саморазвитие, самосовершенствование во
благо современного российского общества и государства.