Постинтернатное сопровождение

От социальной опеки к социальной самостоятельности

 

Главная

Положение

Концепция

Программа

План работы

Документы

Фотоприветы

 

Программа

постинтернатного сопровождения выпускников
КОУ ВО «Россошанская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»

на 2013 – 2016 гг.

Пояснительная записка

Выпускники Россошанской школы-интерната – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Начало взрослой самостоятельной жизни – серьезное испытание для подавляющего большинства из них, особенно для выпускников основной школы, начинающих самостоятельную жизнь в возрасте 15 – 16 лет. Недостаточный жизненный опыт, частичное или полное отсутствие (особенно у прибывших в школу-интернат в 8, 9 классы) навыков, необходимых для самостоятельной жизни: неумение наладить свой быт, правильно распоряжаться деньгами, разумно их тратить, самостоятельная организация досуга – создают значительные трудности на первых шагах в самостоятельную жизнь.

Для части выпускников, оказавшихся в социальном статусе сироты вследствие лишения отца и матери родительских прав в возрасте 12-15 лет характерен собственный, довольно значительный, опыт асоциального поведения и, вследствие этого, – отсутствие нормальных ценностных, жизненных ориентиров. Не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности до поступления в интернатное учреждение, такие воспитанники быстро усваивают позицию потребителя, все нужды которого обязано удовлетворить государство.

Подобное отношение, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание и неспособность разобраться в социальных взаимоотношениях зачастую приводят к негативным последствиям.

Работа по социальной реабилитации, адаптации и интеграции, начатая и проводимая в школе-интернате, должна быть продолжена и в течение первых лет после выпуска воспитанников, для того, чтобы предупредить, исключить проблемы, которые начинаются у большинства выпускников на первых шагах самостоятельной жизни, в частности:
  • иждивенческий образ жизни;
  • алкогольная, наркотическая, токсическая зависимости;
  • вовлечение в преступную деятельность;
  • незнание или неумение воспользоваться своими правами;
  • неспособность обустроить свой быт;

Основной целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению, осознание, что личная жизненная успешность зависит от него самого.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников интернатного учреждения.
  • Программа постинтернатной адаптации выпускников школы-интерната строится на основе пяти разделов:
  • Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
  • Социально-педагогическое консультирование
  • Социально-профилактическая работа
  • Социальное воспитание
  • Защита прав и интересов выпускников
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Задачи программы:

  • Содействовать адаптации выпускника школы – интерната к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
  • Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника школы-интерната.
  • Создавать условия для успешной социализации выпускника интерната после окончания им учебного заведения.
  • Оказывать юридическую поддержку в реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников.
Методологические основы программы
  • личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
  • концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
  • гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
  • теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
  • теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
  • основа организации работы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Багина Л.В., Бубенчикова Ю.Л., Медникова Н.Г.);
  • положение об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, А.Я Олиференко, С.А Расчетина, М.В. Фирсов и др.);
  • концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова, М.А. Гологузова, Ф.А. Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
  • исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М. Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа:
  • Принцип гуманизма.
  • Принцип демократизации отношений.
  • Принцип индивидуального личностного подхода.
  • Принцип природосообразности.
  • Принцип культуросообразности.
  • Принцип творчества.
  • Принцип свободы и выбора.
  • Принцип деятельности.
  • Принцип комплексности и целостности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Программа основывается на социально – педагогических технологиях:
  • Технология гуманно-личностного подхода – Ш.А. Амонашвили.
  • Технология педагогической поддержки – О.С. Газман.
  • Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ-интернатов – Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд.
  • Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов – В.А. Григорьева, М.Ю. Кузмечева.
Методы работы, используемые в программе:
  • теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
  • методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, переписка, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных, работа с сайтами ПУ);
  • практические методы: социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
  • метод социологического исследования по адаптации выпускников;
  • методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности).
Техники работы, используемые в программе:
  • самораскрытия;
  • убеждения;
  • установления логических взаимосвязей;
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
  • выявления социального "Я";
  • обучения поиску информации;
  • обучения алгоритму действий по защите своих прав и интересов.
Программа состоит из 4 разделов.

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика

(определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

Содержание деятельности:
  • диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;
  • диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, – образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
  • – изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);
  • диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
  • изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
  • диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

Индивидуальное консультирование – оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

Содержание деятельности:
  • – оказание помощи в затруднительных ситуациях;
  • совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;
  • работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");
  • составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;
  • оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

Содержание деятельности:
  • консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
  • работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;
  • оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
  • социально-правовое просвещение выпускников;
  • профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);
  • профилактика межличностных конфликтов.
РАЗДЕЛ 4. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

Содержание деятельности:
  • решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;
  • помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
  • представительство в правозащитных и административных органах;
  • оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
  • оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Ожидаемые результаты

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Сроки реализации 2013 – 2016 гг.

Руководитель программы – заместитель директора по ВР Наумовец В.Ф.

Ответственные исполнители: социальный педагог Денисова Т.В., педагог-психолог, мед. работник Подгорная Л.Н., директор музея школы Комаровская В.И., инструкторы по труду Доценко Н.Т., Шпомер Ю.В. (педагоги-наставники, из числа воспитателей и классных руководителей, индивидуально курирующие и осуществляющие постинтернатное сопровождение выпускников).

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет Координационный совет школы-интерната и департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

В Координационный совет входят представители администрации школы-интерната, председатель совета школы, представители шефствующей организации ОАО «Минудобрения».

Координационный совет:

  • уточняет перечень программных мероприятий, при необходимости вносит коррективы и изменения в план мероприятий (один раз в четверть);
  • проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий (один раз в год).

Объемы и источники финансировании.

Основными источниками финансирования является бюджет Воронежской области. Кроме того, школа-интернат может привлекать дополнительные источники финансирования:
  • целевые взносы физических и юридических лиц;
  • добровольные пожертвования;
  • средства грантовых программ и др.

Приказ № 70 от 11.06.2013 г.

 

ГлавнаяПоложение КонцепцияПрограммаПлан работы Документы Фотоприветы