постинтернатного сопровождения выпускников
КОУ ВО «Россошанская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся
без попечения родителей»
на 2013 – 2016 гг.
Пояснительная записка
Выпускники Россошанской школы-интерната – сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей. Начало взрослой самостоятельной жизни – серьезное
испытание для подавляющего большинства из них, особенно для выпускников
основной школы, начинающих самостоятельную жизнь в возрасте 15 – 16 лет.
Недостаточный жизненный опыт, частичное или полное отсутствие (особенно
у прибывших в школу-интернат в 8, 9 классы) навыков, необходимых для
самостоятельной жизни: неумение наладить свой быт, правильно
распоряжаться деньгами, разумно их тратить, самостоятельная организация
досуга – создают значительные трудности на первых шагах в
самостоятельную жизнь.
Для части выпускников, оказавшихся в социальном
статусе сироты вследствие лишения отца и матери родительских прав в
возрасте 12-15 лет характерен собственный, довольно значительный, опыт
асоциального поведения и, вследствие этого, – отсутствие нормальных
ценностных, жизненных ориентиров. Не имеющие примера созидательной,
конструктивной деятельности до поступления в интернатное учреждение,
такие воспитанники быстро усваивают позицию потребителя, все нужды
которого обязано удовлетворить государство.
Подобное отношение, неумение
строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание и
неспособность разобраться в социальных взаимоотношениях зачастую
приводят к негативным последствиям.
Работа по социальной реабилитации, адаптации и интеграции, начатая и
проводимая в школе-интернате, должна быть продолжена и в течение первых
лет после выпуска воспитанников, для того, чтобы предупредить, исключить
проблемы, которые начинаются у большинства выпускников на первых шагах
самостоятельной жизни, в частности:
- иждивенческий образ жизни;
- алкогольная, наркотическая, токсическая зависимости;
- вовлечение в преступную деятельность;
- незнание или неумение воспользоваться своими правами;
- неспособность обустроить свой быт;
Основной целью программы является организация индивидуального
сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной
социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к
самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному
самоопределению, осознание, что личная жизненная успешность зависит от
него самого.
Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников
интернатного учреждения.
- Программа постинтернатной адаптации выпускников школы-интерната строится
на основе пяти разделов:
- Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса
выпускника)
- Социально-педагогическое консультирование
- Социально-профилактическая работа
- Социальное воспитание
- Защита прав и интересов выпускников
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и
индивидуальной форм работы с воспитанниками.
Задачи программы:
- Содействовать адаптации выпускника школы – интерната к условиям жизни
и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального
образования.
- Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника
школы-интерната.
- Создавать условия для успешной социализации выпускника интерната после
окончания им учебного заведения.
- Оказывать юридическую поддержку в реализации прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
- Оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового
обустройства выпускников.
Методологические основы программы
- личностно-деятельностный подход к организации образовательного
процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности
(Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков
и др.);
- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного
процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности
через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова,
Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу программы составили:
- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие
понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к
изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили,
А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в
учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан,
Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях
подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин,
Т.И.Юферева и др.);
- основа организации работы по защите прав и интересов детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей (Багина Л.В., Бубенчикова
Ю.Л., Медникова Н.Г.);
- положение об активном влиянии социальной среды на развитие личности
(А.В. Мудрик, А.Я Олиференко, С.А Расчетина, М.В. Фирсов и др.);
- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику
социально-педагогической деятельности (Л.А. Беляева, Ю.В. Василькова,
М.А. Гологузова, Ф.А. Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко,
Л.К.Сидорова и др.);
- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских
домов (Л.М. Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В. Семья,
И.И. Шевченко и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа:
- Принцип гуманизма.
- Принцип демократизации отношений.
- Принцип индивидуального личностного подхода.
- Принцип природосообразности.
- Принцип культуросообразности.
- Принцип творчества.
- Принцип свободы и выбора.
- Принцип деятельности.
- Принцип комплексности и целостности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Программа основывается на социально – педагогических технологиях:
- Технология гуманно-личностного подхода – Ш.А. Амонашвили.
- Технология педагогической поддержки – О.С. Газман.
- Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских
домов и школ-интернатов – Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд.
- Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов –
В.А. Григорьева, М.Ю. Кузмечева.
Методы работы, используемые в программе:
- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации
(учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование
процесса социально-педагогической деятельности, классификация
педагогических фактов и их обобщение;
- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа,
анкетирование, переписка, психологическое тестирование, анализ продуктов
деятельности, методы графической обработки данных, работа с сайтами ПУ);
- практические методы: социально-психологическое консультирование,
сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая
игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
- метод социологического исследования по адаптации выпускников;
- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и
стимулирования деятельности).
Техники работы, используемые в программе:
- самораскрытия;
- убеждения;
- установления логических взаимосвязей;
- разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
- выявления социального "Я";
- обучения поиску информации;
- обучения алгоритму действий по защите своих прав и интересов.
Программа состоит из 4 разделов.
РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика
(определение социального статуса выпускника)
Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.
Содержание деятельности:
- диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении,
возникших в связи с нарушением его социализации;
- диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих
адаптации, – образования, работы, возможности проведения досуга и пр.,
необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);
- –
изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных
норм и правил);
- диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;
- изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для
определения, требующих развития и специального формирования социально
необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;
- диагностика развитости "социальной сети" выпускника.
РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование
Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением
социализации.
Индивидуальное консультирование – оказание помощи в затруднительных
ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по
развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в
общество.
Содержание деятельности:
- –
оказание помощи в затруднительных ситуациях;
- совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в
том числе развития необходимых навыков;
- работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального
окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана
реконструкции "социальной сети");
- составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в
социальном поведении;
- оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.
РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работаЦель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации
выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.
Содержание деятельности:
- консультации с другими специалистами по вопросам создания условий,
благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;
- работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других
специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая
отсутствует;
- оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;
- социально-правовое просвещение выпускников;
- профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и
т.д.);
- профилактика межличностных конфликтов.
РАЗДЕЛ 4. Защита прав и интересов выпускников
Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов
выпускника в правозащитных и административных органах.
Содержание деятельности:
- решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для
жизнеустройства;
- помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;
- представительство в правозащитных и административных органах;
- оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;
- оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.
Ожидаемые результаты
1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для
самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;
2. Профессиональная самореализация выпускников;
3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников;
4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников,
возможность их оперативного использования.
5. Накопление статистической базы данных, характеризующих
постинтернатную жизнь выпускников.
Сроки реализации 2013 – 2016 гг.
Руководитель программы – заместитель директора по ВР Наумовец В.Ф.
Ответственные исполнители: социальный педагог Денисова Т.В.,
педагог-психолог, мед. работник Подгорная Л.Н., директор музея школы
Комаровская В.И., инструкторы по труду Доценко Н.Т., Шпомер Ю.В.
(педагоги-наставники, из числа воспитателей и классных руководителей,
индивидуально курирующие и осуществляющие постинтернатное сопровождение
выпускников).
Система организации контроля исполнения Программы
Контроль за реализацией программы осуществляет Координационный совет
школы-интерната и департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области.
В Координационный совет входят представители администрации
школы-интерната, председатель совета школы, представители шефствующей
организации ОАО «Минудобрения».
Координационный совет:
- уточняет перечень программных мероприятий, при необходимости вносит
коррективы и изменения в план мероприятий (один раз в четверть);
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий
(один раз в год).
Объемы и источники финансировании.
Основными источниками финансирования является бюджет Воронежской
области. Кроме того, школа-интернат может привлекать дополнительные
источники финансирования:
- целевые взносы физических и юридических лиц;
- добровольные пожертвования;
- средства грантовых программ и др.
Приказ № 70 от 11.06.2013 г.