о службе постинтернатного сопровождения детей-сирот
и детей, оставшихся
без попечения родителей на базе
КОУ ВО «Россошанская школа-интернат»
1. Общие положения
Данное положение
регулирует деятельность службы постинтернатного сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Россошь и Россошанского
района Воронежской области.
1.2. Настоящее Положение обеспечивает реализацию прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 и от 18 до 23
лет на защиту их прав и интересов, в соответствии с действующим
законодательством, получение социально-правовой, юридической помощи,
помощи в социальной адаптации и поддержки в трудных жизненных ситуациях.
1. 3. Положение разработано в соответствии с международными актами в
области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим
законодательством РФ, нормативными документами регионального уровня,
нормативно-правовыми актами, методическими материалами, организационно
распорядительными документами школы-интерната, должностными
инструкциями, настоящим Положением.
1.4. Деятельность службы строится на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, конфиденциальности, свободного развития личности,
защиты прав и интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей.
1. 5. Общее руководство Службой осуществляет ведущий специалист Службы,
назначенный директором школы-интерната.
2. Структура
2.1. Штатная численность Службы определяется штатным расписанием
школы-интерната.
В состав службы входят: главный специалист, педагог-психолог, социальный
педагог. В целях повышения эффективности работы Службы могут
привлекаться специалисты школы-интерната: инструктор по физической
культуре, инструкторы по труду, педагог дополнительного образования,
юрисконсульт, медицинские работники и др.
3 . Предмет, цели и основные направления деятельности
3 1. Предметом деятельности Службы является организация постинтернатной
адаптации выпускников сиротских учреждений, которая включает оказание
социально-правовой поддержки выпускникам; их психолого-педагогическое
сопровождение; организацию аналитической и информационной помощи.
3 . 2. Целью деятельности Службы является оказание комплексной,
педагогической, психологической и социальной помощи выпускникам детских
домов и интернатных учреждений на начальном этапе их самостоятельной
жизни.
3.3. Задачи:
3.3.1. Выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
окончивших сиротские учреждения, находящихся на территории г. Россошь и
Россошанского района.
3.3.2. Защита прав и интересов выпускников из числа детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей.
3.3.3. Диагностика уровня социальной адаптации выпускника сиротского
учреждения (бытовых условий, характера занятий, круга общения, наличие
социальных и психологических проблем).
3.3.4. Сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную
жизнь выпускников.
3 .3. 5 . Выявление причин неуспешности их самостоятельного
жизнеустройства.
3 .3. 6 . Организация сопровождения выпускников: разработка предложений
по социально-психологической коррекции их опыта с целью подготовки их к
позитивному жизненному выбору, включая профилактику
эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
3.3.7. Проведение мониторинга социальной устроенности, навыков
социальной компетенции выпускников.
4. Функции
4.1. Проводить обследование социальной адаптации выпускника (бытовых
условий, характера занятий, круга общения, наличие социальных и
психологических проблем).
4.2. Разрабатывать стратегию работы с конкретным выпускником, включая с
оставление индивидуальных маршрутов сопровождения.
4.3. Организация психологических занятий для выпускников в комнатах
психологической разгрузки и сенсорных комнатах.
4.4. Ведение кураторства молодых родителей и матерей-одиночек, из числа
детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на базе Центра.
4.5. Организация работы и обеспечение функционирования «Телефона
доверия» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6. Создание условий для вовлечения выпускников в культурную и
досуговую деятельность.
4.7. Осуществлять планирование и отчетность по работе Службы.
5. Права
Для осуществления своих задач и функций Служба имеет право:
5.1. Получать и использовать необходимую для работы Службы информацию,
материалы, документы.
5.2. Определять приоритетные направления работы, выбирать формы и методы
работы.
5.3. Планировать свою деятельность, вносить предложения по
совершенствованию деятельности Службы, связанной с предусмотренными
должностной инструкцией обязанностями; определять режим и устанавливать
график работы.
5.4. Определять систему делопроизводства Службы, выбирать и внедрять в
практику, по согласованию с администрацией Центра, наиболее эффективные
варианты.
5.5. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.
6. Ответственность
6.1. Специалисты Службы нес у т персональную ответственность за
несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на Службу задач
и функций в соответствии с действующим законодательством.
7. Взаимодействие
7.1. Взаимодействие специалистов Службы осуществляется на основе
комплексного подхода к решению потенциальных и актуальных проблем детей
— сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает
тесное взаимодействие сотрудников Службы, их взаимопонимание,
взаимодополнение и профессиональную компетентность каждого члена Службы.
7. 2. Служба работает в тесном контакте с другими организациями,
занимающимися научно-методической и социально-правовой работой,
учреждениями образования области. Взаимодействие между Службой и
организациями регламентируется договорами о сотрудничестве.
8.Организация работы
8.1. Оказание психолого-педагогических услуг Службой выпускникам
сиротских учреждений на базе Центра осуществляется в соответствии c
рекомендациями отдела коррекционной педагогики, департамента
образования, науки и молодежной политики Воронежской области отделов
охраны прав детства при администрациях г. Россошь и Россошанского
района, учреждений здравоохранения, учреждений социального обеспечения
населения, либо по личному обращению, либо обращению по телефону.
8.2. Психолого-педагогические услуги Службой выпускникам могут
оказываться в индивидуальном порядке, включая посещения по месту
временного проживания, и группами.
8.3. Мониторинговое обследование: личности выпускника, проблем,
особенностей жизни, установление «социального диагноза».
8.4. Педагогом-психологом, социальным педагогом разрабатывается
индивидуальный маршрут по сопровождению выпускника.
8.5. Выпускники сиротских учреждений вовлекаются в культурную и
досуговую деятельность (организация и проведение мероприятий с их
участием, привлечение к занятиям в тренажерном зале, к участию в
туристических походах; оказание помощи в самореализации творческих
способностей личности; предоставление комнат отдыха, компьютерных
классов и т. п.) как на базе и специалистами школы-интерната, так и на
договорной основе с образовательными учреждениями НПО и СПО,
досугово-развлекательными и спортивными учреждениями.
8.6. Оказание социально-правовой помощи в получении жилья тем
выпускникам, которые его не имеют (сбор документов, постановка на
очередь, получение ордера); в оформлении и получении пенсий, пособий;
восстановлении утраченных документов; в решении проблем, связанных с
пропиской и т. д.
8.7. Организация оказания медицинской помощи в соответствии с
возможностями школы-интерната.
8.8. Участие в работе по профориентации и устройстве на работу совместно
с органами службы занятости.
8.9. Организация работы по повышению психологической устойчивости
выпускников сиротских учреждений в преодолении конфликтных ситуаций.
8.10.Организация работы с правонарушителями из числа выпускников
сиротских учреждений: профилактика правонарушений; оказание помощи
подследственным и освободившимся; при необходимости защита прав в ходе
судебного разбирательства; связь с органами полиции, судами,
прокуратурой.
8.11. Организация работы по созданию социально-бытовых условий
выпускников, приближенных к домашним, что способствует его социальной
адаптации.
8.12. Главным специалистом Службы на каждого принятого на сопровождение
ребенка ведется документация:
-
заявление ребенка;
-
согласие на обработку персональных данных ребенка (законного
представителя);
-
договор о постинтернатном сопровождении;
-
копия свидетельства о рождении;
-
копия паспорта;
-
документ, подтверждающий статус (свидетельство о смерти родителей;
решение суда о лишении родительских прав; решение суда о признании
родителей недееспособными; решение суда о признании родителей безвестно
отсутствующими; приговор суда об осуждении родителей и отбывании ими
наказания в местах лишения свободы; справка медицинского учреждения о
нахождении родителей на длительном лечении или в связи с заболеванием не
могущими исполнять свои родительские обязанности и другие документы,
установленные в законном порядке).
Сроки реализации 2013 – 2016 гг.
Руководитель программы – заместитель директора по ВР. Ответственные
исполнители: социальный педагог, педагог-психолог, мед. работник,
директор музея школы, инструкторы по труду (педагоги-наставники, из
числа воспитателей и классных руководителей, индивидуально курирующие и
осуществляющие постинтернатное сопровождение выпускников).
Приказ № 70 от 11.06.2013 г.