Динамические эффекты

Предварительная подготовка

Эффекты форматирования

Графические объекты

Движение объектов

Ожившие графики

Другие варианты

Вентильные схемы

Автоматизация тестирования

Автоматизация оценки

Проект "Машина времени"

Игра "Жизнь"

Заполнение аттестатов

На главную

 


Загрузить файлы
к статье
(141 Кб)

 

Опубликовано в методической газете для учителей "Информатика" № 7, 2009 г. 

Полная версия для печати (55 Кб)

Автоматизация сбора
и обработки данных при оценке конкурсов и проектов

При организации различных конкурсов в условиях школы одним из существенных моментов является информационное обеспечение и, прежде всего, обеспечение судейства таким образом, чтобы оценки отдельных этапов каждого члена жюри и их последующая обработка с целью получения усредненного или интегрированного рейтинга, а также доведение результатов до участников соревнований и их болельщиков занимало как можно меньше времени. Такая установка соответствует детской психологии, позволяет сохранить интерес и накал борьбы, снизить непроизводительные затраты времени.

Организация судейства

В минувшем учебном году в нашей школе проводился «Турнир знатоков информатики». Временные рамки были жестко ограничены, что требовало тщательной организации мероприятия. Для информационного обеспечения судейства членам жюри были предоставлены три компьютера. На каждом из них были созданы папки с одинаковыми названиями, к которым был открыт полный общий доступ. В них были разосланы файлы оценки конкурсов Жюри.xls в виде красочно оформленной электронной таблицы.

Сбор и обработка результатов судейства осуществлялись также в приложении MS Excel, для чего на учительском компьютере был создан файл Табло.xls, один из листов которого был копией листа для членов жюри, но столбцов оценки в нем было уже три (по одному на каждого судью). Еще один столбец был добавлен для средней оценки.

Чтобы обеспечить связь между файлами предварительно были проделаны следующие действия. С рабочего места учителя по сети открывался файл жюри. В начальной ячейке каждого столбца оценок итогового листа печатался знак равенства для ввода формулы, затем, перейдя с помощью панели задач на открытый по сети файл, в нем выделялась соответствующая ячейка и нажималась клавиша Enter, после чего файл жюри закрывался. В результате в ячейке листа итогов файла Табло.xls появлялась формула вида:

='\\U01\Temp\[Жюри.xls]Оценки'!$D$4

Здесь: U01 – имя компьютера члена жюри, Temp – имя папки свободного доступа на компьютерах, Жюри.xls – название файла оценок, Оценки – название листа оценок, $D$4 – имя конкретной ячейки в столбце для оценки.

Знак «$» перед номером строки в имени ячейки удалялся, а формула автозаполнением распространялась до конца таблицы.

Теперь, чтобы оценки жюри появились в итоговом файле, необходимо выполнение следующих операций:

1. Каждый судья после выставления оценки должен нажать кнопку сохранить файл.

2. В файле сбора и обработки результатов на учительском компьютере выбрать Правка – Связи… и в открывшемся диалоговом окне последовательно выбрать каждый источник и нажать кнопку «Обновить». Выполнение этих операций можно упростить, если поручить их соответствующим макросам.

После обновления при отсутствии данных в файлах жюри в ячейках итоговой таблицы появляются нули, а при отсутствии доступа к ним – сообщение #ССЫЛКА. Если такие сведения нежелательны, то предотвратить их появление можно вводом в формулы логической функции ЕСЛИ() и функции проверки свойств и значений ЕОШ().

Проекты оцениваем сами

Вскоре после конкурса подошло время сдачи и защиты творческих проектов. Следует отметить, что поначалу не все ученики отнеслись к этому виду работы ответственно и добросовестно. Вот здесь и пришлось воспользоваться тем, что для подростков, как правило, мнение своих сверстников имеет значительно больший вес, чем точка зрения учителя или родителей. Ребятам было объявлено, что оценивать проекты они будут сами, а в журнал будет выставлена та оценка, которая является средним значением полученных баллов. Деятельность сразу же заметно оживилась.

Для реализации задуманного нашлась работа и преподавателю. В ее основу была положена уже отработанная идея сбора информации по локальной сети из файлов электронных таблиц. На каждом листе такого файла размещен нумерованный список учащихся класса, за которым следует столбец оценок. Число листов соответствует количеству классов. Для исключения влияния соседей на оценки, цвет знаков в этом столбце был выбран под цвет фона, а строка формул отключена.

Над файлом подведения итогов пришлось потрудиться больше, чем для турнирного, так как надо было предварительно открыть по сети каждый файл с рабочего места учащихся и собрать ссылки на ячейки с оценками с каждого рабочего листа.

Менеджер оценки

Изменения списочного состава учащихся сразу же влекут за собой необходимость возвращаться к этой работе снова. Эта проблема навела на мысль о необходимости автоматизировать с помощью макросов рассылку новых или отредактированных файлов для оценки и создание файла для подведения итогов. В результате в MS Excel был создан «Менеджер оценки» (файл MOcen.xls), который реализует эти операции. На его титульном листе необходимо ввести имя файла для оценки, который должен находиться в той же папке, что и файл менеджера, а также имена компьютеров учащихся в локальной сети и имя папки свободного доступа на них. Отметив флажками необходимые рабочие места можно соответствующими кнопками осуществить рассылку, удаление файлов или установку атрибутов для них. Информация о ходе выполнения этих операций будет отображаться на этом же листе. Для формирования итогового отчета достаточно щелчка по кнопке Создать. Процесс завершится быстрее, если необходимые файлы уже разосланы, а выбранные компьютеры включены и доступны по сети.

Применение менеджера оценки налагает некоторые ограничения:

– фамилии и имена в списке учащихся должны размещаться во втором столбце начиная с шестой строки;

– в первом столбце следует пронумеровать список, так как количество учащихся определяется макросом по максимальному значению в нем;

– для оценок предназначен третий столбец;

Чтобы получить сведения о выставленных оценках и их среднем значении, достаточно сразу же после операции сохранения файла учащимися нажать кнопку Обновить на титульном листе менеджера. Удалить листы итогового отчета можно там же соответствующей кнопкой.

Другие варианты

Практика показала, что использование такого способа оценки творческих работ учащихся заметно активизирует их деятельность и интерес, обеспечивает ее демократичность. Как к самому этапу выставления оценки, так и к его результатам дети относятся ответственно и воспринимают более эмоционально, чем отметку учителя. Естественно, что учащимся в процессе обсуждения предлагаются какие-то критерии, ориентируясь на которые они дают интегральную оценку всей работы. Но файлы для оценки можно организовать и другим способом, отведя под каждый критерий отдельный лист с повторяющимся списком учащихся, добавив еще один лист, на котором в столбце оценки вводится формула вычисления среднего или суммарного значения из соответствующих ячеек предыдущих листов (файл ОцПрез.xls). При необходимости этот лист можно сделать скрытым. Менеджер оценки позволяет сделать отчет и в этом случае.

Во многих конкурсах финала межрегионального молодежного фестиваля «Интернет и Мы» наряду с оценкой основного жюри, в котором приходилось участвовать и автору этих строк, учитывалась оценка общественного жюри – самих команд-участников. Организация, сбор и обработка бумажных протоколов таких оценок отнимали львиную долю рабочего времени судей, а результаты не отличались оперативностью. Такую процедуру не трудно автоматизировать, если воспользоваться предложенной методикой, для чего достаточно список учащихся заменить списком команд, выделив по рабочему листу электронных таблиц на каждый конкурс или на каждый критерий конкурса (файл Команды.xls). Менеджер оценки также можно использовать для проведения различных опросов и определения рейтинга.

Готовые файлы, на которые делались ссылки в данной статье, с макросами и примерами можно загрузить с этой страницы (смотри ссылку вверху на левой панели). Макросы не содержат вирусов, доступны для анализа и снабжены подробными комментариями.

На верх

 

Динамические эффекты Предварительная подготовка Эффекты форматирования Графические объекты
&Движение объектов Ожившие графики Другие варианты Вентильные схемы Автоматизация тестирования
Автоматизация оценки Проект "Машина времени" Игра "Жизнь" Заполнение аттестатов

© 2008 Государственное областное образовательное учреждение
"Россошанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"