Казенное образовательное учреждение Воронежской области
Программа развития КОУ ВО «Россошанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2010-2015 годы.
1. Общие сведения об образовательном учреждении
2. РУКОВОДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3. Дополнительные сведения
I. Информационно-аналитический модуль Россошанская школа-интернат функционирует с 1965 года. Обучение воспитанников проводится в одну смену. Общее количество аудиторий для проведения занятий — 27, из них классов — 7, классов-кабинетов — 5, кабинетов — 14, кабинеты педагога-психолога и логопеда, компьютерных классов — 2, мастерские по обработке древесины и швейного дела для проведения уроков технологии, спортивный и тренажерный залы, библиотека, мини-кухня. По организации образовательного процесса и в соответствии с уровнем образовательных программ школа делится на три структурных подразделения: начальное общее образование — 1-4 классы, основное общее образование — 5-9 классы, среднее (полное) общее образование — 10-11 классы. Школа круглогодичного наполнения для детей с 3-летнего возраста. Школа имеет достаточно высокий кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания, способный к поисковой творческой работе. В качестве достижений педагогической деятельности ГООУ «Россошанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» можно отметить следующие: 1. Учителя-педагоги активно реализуют гуманистические подходы к обучению и воспитанию учащихся, опираясь на достижения современной педагогической мысли и глубокое изучение педагогического наследия. 2. Активизировалась экспериментальная работа в направлении влияния образовательного процесса на развитие личности воспитанника школы-интерната в режиме полного дня. 3. Более эффективной стала работа педагогического коллектива, направленная на создание развивающей среды, способствующей интеллектуальному развитию воспитанников. Учащиеся школы — победители и участники районных и областных предметных олимпиад. 4. Создана концепция воспитательной работы в школе. 5. Повысилась эффективность работы органов ученического самоуправления. 6. Упрочились шефские связи с ОАО «Минудобрения». Статистический анализ показал, что образовательная динамика последних лет говорит о положительных результатах в деятельности педагогического коллектива. По единым данным мониторинга обученности и качества педагогического процесса получены следующие результаты: 1. Коэффициент качества.
2. Средний бал.
3. Количество отличников и хорошистов
4. Результаты итоговых контрольных работ - начальные классы:
- школа 2 и 3 ступени:
6. Поступление в ВУЗы и ССУЗы:
7. Уровень воспитанности: Ежегодный мониторинг уровня воспитанности детей осуществляется по системе М.И. Шилова. Основной инструмент диагностики — тест. Цель:
Задачи:
9. Участие во Всероссийских и Международных конкурсах и проектах, областных, районных, региональных конкурсах в 2010-2011 учебном году:
Нерешенные проблемы школы-интерната:
II. Концептуальный модуль Ведущей идеей концепции школы-интерната для детей-сирот является образование, ориентированное на самореализацию личности с учетом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия нравственного и интеллектуального потенциала. Педагогический коллектив ставит целью своей деятельности решение проблемы деятельностного подхода к развитию творческой личности ребенка, создание оптимальных условий для интеллектуальной деятельности, самовоспитания и профессионального самоопределения личности. Учебные программы ориентированы на формирование у учащихся широкого научного кругозора, умения мыслить творчески и независимо, утверждения в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. В настоящее время перед школой поставлены следующие цели образовательного процесса: обеспечение усвоения учащимися содержания образования на уровне требований государственного образовательного стандарта; введение на 3 ступени профильного обучения, призванного создать условия для свободного выбора в соответствии со способностями и желанием учиться; внедрение современных личностно-ориентированных технологий; осуществление комплексного психолого-педагогического и медицинского сопровождения воспитанников. Важнейшим условием реализации цели являются: современное содержание образования, наличие высококвалифицированных педагогов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Приоритетными направлениями развития школы в планируемый период мы считаем: Повышение качества образования через усиление учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся. Внедрение в образовательный процесс проблемно-поисковой, проектной, информационной и других современных образовательных технологий для организации образовательного пространства развивающего типа. Обеспечение развития творческого потенциала личности через организацию разносторонней деятельности: учебной, спортивно-оздоровительной, поисково-краеведческой, художесттвенно-эстетической . Обеспечение преемственности и непрерывности образования. Подготовка и участие в ЕГЭ. Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение воспитанников. Совершенствование работы школы полного дня. Охрана здоровья учащихся, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Руководствуясь идеей воспитания образованного, всесторонне развитого человека, педагогический коллектив школы для каждой ступени обучения разработал «Модель выпускника» как предполагаемый результат образовательной программы. Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:
Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который:
Наш педагогический коллектив понимает, что цель обучения — не знания сами по себе, а развитие личности, перевод ученика из ранга объекта педагогического воздействия в объект индивидуально-личностного развития. Для этого необходимо направить воспитанника как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности. У каждого ученика должен быть свой путь в школе — сообразно с его задатками, склонностями, интеллектом, развитием. Деятельность школы основывается на принципах:
Принципы гуманистического педагогического менеджмента: Принцип соучастия в управлении. Этот принцип предусматривает не только самоконтроль и самоанализ, но и активное участие в аттестации коллег, в подготовке и проведении педагогических советов, в работе лаборатории педагогического опыта, научно-методического совета, участие в различных уровнях взаимоконтроля — качества выполнения программы и уровня знаний учащихся. Принцип толерантности. Понимается коллективом не просто как терпимость, а как принцип современного менеджмента, предусматривающий уважение чужих проблем, взглядов, верований. Опираясь на принцип толерантности, мы формируем в педагогах и учащихся способность жить с людьми других культур, языков, религий. Принцип наличия эмпатии — способности к сопереживанию. Реализации принципа способствуют педагогические бенефисы, выпуск поздравительных газет и т.д. Общая радость творчества помогает нам воспитывать в педагогах и учащихся умение сорадоваться. Принцип организации педагогического успеха. Работа администрации по реализации этого принципа состоит в помощи педагогам, в конкурсных выступлениях, разработке нетрадиционных уроков, аттестации. Принцип педагогическиго визави. Мы считаем, что наличие оппонента в решении любых вопросов способствует лучшей отработке всех деталей решаемого вопроса, позволяет увидеть его слабые стороны. принцип союза с общественностью, тесная связь с шефами ОАО «Минудобрения», РУЭС, «Воронежавтодор», МПМК-1 «Россошанская». III. Содержательный модуль 3.1. Учебный план и его учебно-методическое обеспечение Учебно-воспитательный процесс в школе в части организации учебных занятий рассматривается через экспертизу учебного плана школы, образовательных программ, реализуемых школой. Учебный план школы соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ и Воронежской области. Количество часов по каждому классу не превышает допустимого. В полной мере используются возможности реализации единого государственного пространства через предметы образовательных областей «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». Региональный компонент представлен предметами: ОБЖ, культура общения, уроки здоровья, а также увеличением часов на русский язык, историю. Часы компонента образовательного учреждения раскрывают особенности развития школы. Предельно допустимая (максимальная) нагрузка учащихся соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к продолжительности учебной нагрузки. Учебный план на 2010-2015 учебный год разработан с учетом планируемого контингента обучающихся и его профилизации. Пояснительная записка к учебному плану Первая ступень общего образования (начальное образование) Основу базовой общеобразовательной программы 1 – 4 классов составляют типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ, и изданные в 2011 году программы по учебно-методическому комплексу «Школа России». Часы искусства (1 час) и технологии (1 час) использованы на преподавание интегрированного предмета по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». В 3 классе введен в рамках учебного предмета «Технология» модульный курс «Практика работы на компьютере». Учащиеся 1 класса работают по пятидневной рабочей неделе; 2 – 4 классы — по шестидневной. Основной стратегической линией начального образования является развивающее обучение, позволяющее раскрыть индивидуальные особенности личности, добиться ее становления. Образовательная область «Филология» Представлена русским языком, литературным чтением, иностранным языком и культурой общения. Содержание предметов этой области реализуется через программы комплекта «Школа России» в 1,3,4 классах и программу Л.А. Занкова во 2 классе, программы по английскому языку Биболетовой М.З., немецкому языку Бима И.Л., а также региональной программой по культуре общения под редакцией Стернина И.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
ЛИТЕРАТУРА Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы. К концу обучения в начальных классах дети должны:
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ) Реализация программы по английскому языку ведется по учебно-методическому комплексу М.З. Биболетовой, немецкого — по учебно-методическому комплексу И.Л. Бима. Главной задачей на начальном этапе обучения является продолжение совершенствования учебно-воспитательного процесса по раннему обучению иностранным языкам со второго класса. Главными целями при обучении иностранным языкам на начальном этапе являются (на основе государственного стандарта): 1. Развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языкам (2 классы). 2. Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранных языков как средства общения (3-4 классы). 3. Воспитание гуманистического отношения к странам изучаемого языка и к культуре англо-говорящих стран. 4. Освоение элементарных лингвистических представлений (2 классы), необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке (3-4 классы). 5. Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников и развитие коммуникативных знаний и умений. Программа раннего обучения иностранному языку предполагает постепенное усложнение и совершенствование знаний и умений от класса к классу. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ Обучение по предмету регионального компонента «Культура общения» в начальных классах ставит своей целью формирование коммуникативной грамотности учащихся. В ходе изучения курса учащиеся должны:
Образовательная область «Математика» Представлена математикой и информатикой. Содержание предметов этой области реализуется через комплект «Школа России», программу Аргинской Л. и по системе Занкова Л., региональную программу модуля «Практика работы на компьютере» под редакцией Л.А. Бачуриной. МАТЕМАТИКА В настоящее время одной из неотложных задач начальной школы является проблема качественного усовершенствования математического образования, т.к. у детей недостаточно развито логическое мышление, творческие способности, навыки устных вычислений. Плохо развиты приемы самостоятельного приобретения знаний. Обучая детей математике, учитель начальных классов призван решать различные задачи, готовить учащихся к изучению предмета в старших классах, формировать основы научного мировоззрения, развивать логическое мышление, раскрывать роль математики в окружающей жизни и ее практическое применение. Поэтому основные задачи в будущем при изучении курса должны быть: 1) повышение качества подготовки учащихся по математике, 2) максимальное развитие логического мышления и творческих способностей ученика, 3) усиление практической направленности, 4) формирование осознанных и прочных знаний учащихся, 5) доведение навыков устного счета до автоматизма, 6) усиление изучения геометрического материала. К концу обучения в начальных классах учащиеся должны:
ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ В результате изучения модуля ученик должен знать/понимать
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Образовательная область «Естествознание» Представлена предметом «Мир вокруг нас» под редакцией Плешакова А.А. МИР ВОКРУГ НАС Одна из задач современной школы как и общества в целом — воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилие технократического мышления, наши ужасающие социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводят эту задачу в разряд важнейших. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения — начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, нового экологического мышления. Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Основные задачи при изучении курса: 1. Развитие у учащихся чувства прекрасного, наблюдательности. 2. Формирование ответственного отношения к природе. 3. Воспитание любви к родному краю, бережного использования богатств природы. К концу обучения в начальной школе дети должны:
Уметь: a) ухаживать за растениями и животными, b) правильно оценивать примеры различного отношения к природе, c) проявлять интерес к природе — знать имена писателей-природоведов, d) читать наизусть стихи о природе, e) сажать деревья, кустарники, травянистые растения. Образовательная область «Искусство» Представлена предметами «Изобразительное искусство и художественный труд» (интегрированный курс по программе Б.М. Неменского), «Музыка» (по программе Д. Кабалевского). ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД Интегрированная программа включает основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство. Приоритетной целью обучения является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Огромна культуросозидающая роль курса в воспитании гражданственности и патриотизма. В результате изучения программы учащиеся:
МУЗЫКА Важнейшей особенностью программы Д. Кабалевского является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она от урока к уроку раскрывается. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется преемственность. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности учащихся», а различные грани музыки как единого целого. Подчинение всего материала урока его основной теме дает возможность учителю достаточно свободно заменить одно произведение другим, с аналогичными художественно-педагогическими задачами. Образовательная область «Физическая культура» Содержание области реализуется через комплексную программу развития физического воспитания и направлено на всестороннее развитие личности посредством формирования физической культуры личности школьника. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры, знать и иметь представление:
уметь:
Достижению целей физического воспитания способствует и проведение уроков здоровья в начальных классах, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физической культурой, воспитание нравственных и волевых качеств личности, развитие психических процессов. Предполагаемые педагогические результаты данного учебного плана:
Вторая ступень общего образования Вторая ступень образования представлена в двух формах:
Основное общее образование в 5-9 классах, несмотря на различные режимные конструкции, реализуется через:
Инвариантная часть учебного плана полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивается рекомендуемыми федеральным и региональным Базисными учебными планами образовательных областей: «Математика и информатика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология», соответствующим набором учебных предметов. Вариативная часть учебного плана в комплексе с индивидуальными и элективными занятиями дополняет обеспечиваемое предметами инвариативной части содержание. Образовательная область «Филология» Представлена следующими предметами: русский язык, литература, иностранный язык (английский и немецкий), культура общения. Преподавание русского языка в 5-9 классах ведется по программе по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (автор программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Молодцова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов, Л.Ф. Таланаева, Н.Д. Чеснокова). Изучение русского языка строится с учетом первостепенного значения данной учебной дисциплины, так как русский язык является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся. Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе. Специальной целью изучения русского языка в основной школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, подготовка к продолжению обучения в классах социально-гуманитарного профиля. Преподавание русского языка в 5-9 классах обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классов авторов Т.Ф. Курдюмовой (Москва, «Дрофа») и «Литература» В.Я.Коровина (Москва, «Просвещение») составлена таким образом, что ученик, осваивая предметный учебный материал, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом. Логика литературного образования предопределяется содержанием и структурой программы и обеспечивается решаемыми по ходу обучения задачами:
Программа по курсу «Культура общения», Воронеж, 2002 г. дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения, ставит целью обучения формирование коммуникативной грамотности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию у учащихся устойчивых навыков культуры устной речи и навыков эффективного общения. В 5-9 классах продолжается обучение английскому и немецкому языкам («Сборник нормативных документов», Иностранный язык. Примерные программы по иностранным языкам. Дрофа. Москва — 2007 г.). Требования к уровню подготовки выпускников предполагают, что в результате изучения английского языка ученик должен знать и понимать значения лексических единиц, особенности структуры разных по грамматическим основам предложений, признаки грамматических явлений, основные нормы речевого этикета, владеть навыками говорения, аудирования, чтения, письменной речи, а главное — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире, приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации, ознакомления представителей других стран с культурой своего народа, осознания себя гражданином своей страны и мира. Таким образом, при изучении немецкого и английского языков все больше внимания обращается на овладение учащимися коммуникативной компетенцией, складывающейся из языковой компетенции, включающей языковые (фонетические, лексические рецептивные и продуктивные, грамматические рецептивные и продуктивные) знания и навыки, а также речевые умения (уметь читать и понимать, умение устно общаться и высказываться, понимать на слух, уметь письменно передать элементарную информацию) и социально-культурной компетенции, подразумевающей лингвострановедческие и страноведческие знания. Учителя иностранного языка акцентируют деятельность учащихся на отслеживании и повышении уровней сформированности речевых умений, языковых навыков, владении языковой догадкой о значении неизученных ранее слов, степень самостоятельности в работе над языком. Образовательная область «Математика» В учебном плане представлена предметами: математикой и информатикой. Согласно федеральному компоненту в 5-9 классах выделено по 5 часов в неделю. Учитывая круглогодичную наполняемость классов, наличие пробелов в знаниях учащихся, в 5-7 классах за счет компонента образовательного учреждения добавлено по часу. Требования к математической подготовке учащихся обусловлены целями обучения:
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Целью изучения курса математики в V-VI классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерение геометрических величин. Целью изучения курса алгебры в VII— IX классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. Целью изучения курса геометрии в VII— IX классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания. Рабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям Россошанской школы-интерната составлена на основе:
Объем рабочей программы в VIII и в X-XI классах по сравнению с федеральным базисным учебным планом увеличен за счет использования школьного компонента. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса школы-интерната, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики общеобразовательной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, что является значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. После знакомства с технологиями обработки текстовой и графической информации возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса. Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий общеобразовательной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем, структурного и объектно-ориентированного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. В качестве основной среды разработки приложений используется Visa Basic из самого современного инструментального пакета Microsoft Visa Stdio 2005. Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать, организовывать, хранить и передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы может быть включена в домашнюю работу учащихся и в проектную деятельность. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на решение следующих задач:
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы. Аппаратные средства:
Программные средства:
Образовательная область «Обществознание» В основной школе представлена такими предметами, как история, обществознание (в 5,8 классах за счет компонента образовательного учреждения), география, экологическое краеведение (за счет часов регионального компонента). Программа по истории (под редакцией Данилова, «Просвещение», 2011 г.) составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану. Основной целью является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Новым в подходе к преподаванию истории является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике. При изучении курса «Обществознание» осуществляется ориентация на следующие цели:
Выпускники должны:
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
В 2008-2009 учебном году введен (из часов регионального компонента) предмет «Экологическое краеведение» (1 час в 6 классе). Интегративный курс «Экологическое краеведение» направлен на решение следующих задач:
Содержание данного курса определяется образовательными стандартами. Содержательные модули различных образовательных областей увязаны в логике структуры курса и служат для обеспечения объяснений причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. При отборе содержания интегративного курса «Экологическое краеведение» реализуются следующие принципы:
Основу отбора содержания составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Основной концептуальной проблемой курса является интеграция научных дисциплин в единый блок для решения проблемы окружающей природной среды, а точнее пространственно-временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, то есть на определенной территории. Доступность изучения учащимися интегрированных дисциплин обеспечивает регионально-краеведческий подход. Примеры из природы родного края оживляют изложение и делают его более понятным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, способствует выработке основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения. Данный курс способствует более широкому использованию таких форм работы, как эколого-краеведческие экскурсии и полевые практики, которые позволяют применять теоретические знания для выполнения практических заданий. Активные формы обучения способствуют реализации целей естественнонаучного образования, декларированных в соответствующих образовательных стандартах, - «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений». Экологическое краеведение включает следующие разделы:
Образовательная область «Естествознание» Представлена такими предметами, как «Физика», «Химия», «Природоведение» 5 класс, «Биология» Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих oт учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. В результате изучения физики ученик должен усвоить: знать/понимать:
уметь:
Программа курса химии в основной школе построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Такое построение курса дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Ведущими идеями курса являются:
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации. В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю). Основная задача курса — формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира — Вселенная, до микромира — молекул и атомов). Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Программы по биологии построены на принципиально новой содержательной основе — биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биолгии как науки и явления культуры. Цель предметного курса — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры. Важнейшие особенности данных программ:
Целью представленных практических работ является активное познание программного материала. Учитель может выбрать из предложенных практических работ любые или проводить их все. Эти работы можно проводить на уроке при изучении соответствующей темы или сгруппировать на специально отведенных практических уроках (практикумах), предусмотренных учителем наряду с теоретическими. Программы направлены на широкое общение с живой природой, природой родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию. Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе. Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по выбору учителя. Образовательная область «Искусство» Представлена в основной школе такими предметами, как ИЗО, музыка, МХК. Общей целью всех предметов, входящих в курс, является: приобщение школьников к миру искусства от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5—8 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (9 класс). Образовательные цели и задачи курса:
Воспитательные цели и задачи курса:
Образовательная область «Физическая культура» Представлена уроками физической культуры (3 часа в неделю согласно федеральному базовому компоненту). Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
Образовательная область «Технология» Представлена такими предметами, как Обслуживающий труд, Технический труд (5 класс), в 6-8 классах уроки трудового обучения проводятся по программе по технологии для неделимых классов. Часы на преподавание курса как базового учебного предмета - за счет федерального компонента. Предпрофильная подготовка в основной школе осуществляется через ведение элективных курсов по выбору, среди которых различаются предметно-ориентированные, такие, как «Измерение физических величин», «Черчение», «Деловой русский», «Культура речи», «Химия в твоей жизни», курсы по информатике и ИКТ: «Создание WEB-сайта», «Компьютерное моделирование», «Волшебный мир Интернета», «Компьютерная обработка изображений». Цель данных элективов — вызвать интерес к предмету, расширить круг сведений учащихся в данной области, подготовить к выбору профиля обучения. Общепредметные курсы по выбору ставят своей целью, прежде всего, эффективную социальную адаптацию и реабилитацию выпускников основной школы. Это такие курсы, как «Хозяйка дома», «Основы дизайна». Курсы «Многообразие мира профессий», «Рынок и его требования к профессионализму» помогают определить профессиональный выбор, сориентироваться в требованиях сегодняшнего рынка трудовых вакансий. Программы всех элективных курсов разработаны педагогами школы, имеют пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи курса, учебно-тематический план, указано основное содержание курса, определены предполагаемые результаты обучения, указано методическое обеспечение курса. Третья ступень общего образования Учебный план старших классов построен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2005 г. с выбором социально-гуманитарного профиля обучения, с учетом рекомендаций базисного учебного плана учебных заведений Воронежской области и рассчитан на шестидневную учебную неделю, с учетом нормативного объема учебной нагрузки учащихся. 10-11 классы реализуют программы углубленного изучения предметов гуманитарного профиля: русского языка, литературы, истории, обществознания. Образовательная область «Филология» Представлена следующими предметами: русским языком, литературой, иностранным языком (английский и немецкий), культурой общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствующей его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Изучение русского языка в старшей школе уровне направлено на достижение следующих целей:
В содержании предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в различных сферах и ситуациях общения. Объем учебной нагрузки в 10-11 классах — 210 часов (3 часа в неделю). Изучение литературы осуществляется на основе примерной программы по литературе составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования на профильном уровне под редакцией Кутузова А.Г. Предполагаемый результат В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен: знать/понимать:
уметь:
Изучение английского и немецкого языка осуществляется на базовом уровне и ведется: английский язык по программе Кузовлева, немецкий язык по программе И.Л. Бима. Общее число часов на изучение иностранного языка соответствует рекомендованному Базисным учебным планом 2005 г. В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
уметь: говорение
аудирование
чтение
письменная речь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Образовательная область «Математика» Представлена предметами: «Математика», «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». МАТЕМАТИКА Математика в 10-11 классах представлена двумя предметами: «Алгебра и начала анализа», обучение ведется по учебникам Макарычева Ю.И., и «Геометрия», обучение ведется по учебнику А.В. Погорелова, с количеством часов рекомендуемым Базисным учебным планом, в соответствии с программой, составленной Г.М. Кузнецовой, Н.Г. Миндюк (базовый уровень). В результате изучения курса математики учащиеся должны:
Уравнения и неравенства В результате изучения курса математики учащиеся должны:
Функции В результате изучения курса математики учащиеся должны:
Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин. В результате изучения курса математики учащиеся должны:
ИНФОРМАТИКА И ИКТ Учитывая, что изучение информатики и ИКТ направлено на формирование системы знаний о современной научной картине мира, роль информационных процессов в обществе, в организации коллективной учебной и познавательной деятельности, введено преподавание предмета на базовом уровне за счет часов школьной компетенции. Преподавание ведется по программе, разработанной ВОИПКПРО под редакцией Бачуриной. Предполагаемый результат:
Основное содержание курса изучается по концентрическому принципу, что позволяет по мере изучения курса расширять и углублять знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения материала. Образовательная область «Обществознание» Представлена предметами: «История России и всеобщая история», «Обществознание», «Экономика». Изучение истории ведется на профильном уровне на основе программы, опубликованной в журнале «Вестник образования» №17 за 2004 г. Структурной основой содержания является системное изложение отечественной истории России во взаимосвязи с мировой историей. Программа и планирование основаны на методологических положениях историко-теоретических и дидактико-методического характера:
По отдельным темам предусмотрено использование материалов местной истории. Реализация программы осуществляется по учебникам (профильный уровень) под редакцией А.Н. Сахарова и В.И. Буганова — 10 класс, и В.А. Шестакова (под редакцией А.Н. Сахарова) — 11 класс — «История России». Обществознание (профильный уровень) представлено модульными курсами: «Введение в философию», «Введение в социологию», «Введение в политологию» и «Право». Ведется по программе, опубликованной в журнале «Вестник просвещения» №5/2005. Изучение обществознания на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен: знать/понимать:
уметь:
Реализация программы осуществляется по учебникам Д.А. Гусева «Введение в философию», А.И. Кравченко «Введение в социологию», А.В. Кашанина и Т.В. Кашаниной «Политология», Л.Н. Боголюбова «Право». Образовательная область «Естествознание» В рамках социально-гуманитарного профиля представлена в виде самостоятельных учебных предметов: «Физика», «Химия», «Биология», на уровне базового стандарта, по 1 часу в неделю. Образовательная область «Физическая культура» Представлена учебным предметом этого же названия и направлена на решение следующих задач физического воспитания:
Возможности для развития интереса к спорту используются во внеурочное время в процессе занятий в спортивных секциях, тренажерном зале, использовании шефской помощи ОАО «Минудобрения» для занятий в спортивном комплексе «Химик» и «Ледовая арена». Реализация программы А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется за счет регионального компонента и ставит своей целью:
3.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом нового образовательного заказа. Одним из приоритетных направлений развития школы-интерната считаем создание условий для перехода наиболее способных учащихся третьей ступени на индивидуальные учебные планы. 3.3. Современные педагогические технологии. Качество образования учащихся обеспечивается сочетанием различных способов, методов, технологий обучения. Одним из приобретенных направлений развития школы педагогический коллектив считает внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий. Педагоги активно используют перспективные образовательные технологии: технология интеграции, технология диалога, технология игры, технология задач и проблемных ситуаций, технология проектной деятельности, технология коллективно-творческой деятельности и другие. Педагогические технологии, используемы в школе-интернате, решают задачу личностного развития и социализации воспитанника, максимального стимулирования мыслительных процессов у учащихся, формирования навыков рефлексии, самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности. Согласно разработанной модели, образовательное пространство, концентрирующееся вокруг личности ребенка, было условно структурировано. Мы выделили те сферы жизнедеятельности, с целенаправленным развитием которых облегчается процесс личностного становления ребенка. К ним, прежде всего, относятся: когнитивная, креативная, операциональная, мотивационная, соматическая, нравственно-эмоциональная сфера, сфера культуры и гуманизации образования. Каждая сфера имеет свой уникальный образовательный потенциал, обладает специфическими возможностями и условиями для развития личности. I. Так развитие когнитивной сферы создает условия для формирования гибкого критического аналитического и оригинального мышления, свободы от стереотипов, понимания единства природы, взаимосвязи ее законов, высокой интеллектуальной насыщенности. Здесь наиболее эффективными механизмами оказались: интеграция, подача материала крупными блоками, лекционно-семинарская система в обучении, обязательное обобщение и систематизация, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, классификация и другое. II. Развитие креативной сферы создает условия для формирования творческой активности, то есть таких качеств личности как умение перенести известные аналогии в новую ситуацию, выход на более высокий уровень осмысления, инициативность, предприимчивость, способность активно участвовать в мироустройстве. Наиболее продуктивный путь - использование проблемности в обучении, включение проблемных творческих заданий при использовании разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, изобретательность при наличии благоприятной обстановки для самовыражения. III. Развитие операциональной сферы происходит в основном на уровне учебных педагогических технологий: в нее включается алгоритм взаимодействия субъектов, деятельности субъектов и объектов, знакомство с приемами обучения, научной организации труда, определение порядка способов умственных действий, организация работы в группах, постановка целей и задач деятельности, методов исследования какой-либо проблемы. IV. Мотивационная сфера охватывает такие формы и методы деятельности, которые стимулируют создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса, позволяют раскрыть субъектный опыт ребенка, подвигают каждую личность к самостоятельным высказываниям, к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дают право выбора в способах решения проблемы, задач, формах обобщения материала, написании реферата, сочинения и т.д. Непременным условием в данном случае выступает создание, благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе школы в целом и в отдельных классах, в частности. V. Сфера культуры и гуманизации образования. Создание культурной сферы, культурного пространства - одна из наиболее важных задач школы. Только в атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить, ценить духовные и материальные богатства, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески его обогащать. Необходимо ввести культуру в систему личностных потребностей и представлений, научить не только усваивать, но и созидать ценности жизни. Приобщение к культуре дает возможность испытать полноту бытия. Наиболее эффективный путь решения этой проблемы - "погружение в культуру". Это организация урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков. Формой организации "погружения" могут служить интегрированные уроки, праздники, фестивали, турниры. VI. Развитие нравственно-эмоциональной сферы происходит на любом этапе жизнедеятельности. Именно в этой сфере заключен потенциал реализации таких качеств и ценностей, составляющих общечеловеческую мораль, как свобода, достоинство, ответственность, честь, совесть, любовь, доброта, воля. Эти качества формируются на основе реализации личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса, коллективно-творческих дел, вовлечения школьников в такие виды деятельности, где бы они чувствовали себя комфортно (наш лозунг: "Любая деятельность обязана быть успешной"). VII. Соматическая сфера предполагает создание условий для формирования таких сложных, интегрированных качеств и установок личности, как здоровый образ жизни, неприятие самоутверждения через насилие, уверенность в себе, эмпатия, дружелюбие. С целью развития соматической сферы, то есть сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов в школе-интернате создан оптимальный режим работы (односменные занятия), организованы и соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, отвечающие требованиям и запросам учащихся, создается и поддерживается психологический комфортный микроклимат. На всех уровнях осуществляется преемственность между начальным, средним и старшим звеном (профилактика дезадаптации), а также учитывается психологическая совместимость детского и преподавательского коллективов при комплектовании и назначении классного руководителя, воспитателя. Организованы и работают спортивные кружки и секции. Регулярно проводится диагностика психологических особенностей учащихся с целью индивидуализации учебно-воспитательного процесса и сохранения психического здоровья учащихся, а также медицинские обследования с целью профилактики заболеваний. Традиционны педагогические консилиумы. С целью реализации модели образовательного пространства используются: а) технология интеграции. У интеграции есть свои специальные эффекты, создающие условия для гуманизации воспитательной системы школы-интерната, центрирования воспитательного пространства на личности, изменение информационной емкости содержания; выход на наиболее высокий уровень осмысления; совершенствование индивидуально-личностного аппарата познания, возможность дать учащимся целостное представление о мире и другое. Объекты интеграции тоже различны: это могут быть природные явления, научные теории, биографии великих личностей, истории государства, эпохи, исторические события, литературные произведения и другое. В сфере воспитания и обучения интеграция идет на уровне педагогических целей, ориентируясь на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность. Эти свойства не являются простой суммой индивидуальных проявлений, но отражают сущность, качественное своеобразие человека, его позицию во всех сферах жизни. Интеграция - ведущий механизм реализации сферы планетарного мышления. Данная сфера наиболее эффективно развивается при рассмотрении глобальных проблем человечества. Использование интеграции помогает снимать стереотипы познания, формировать умение решать проблемы комплексно, развивать способность к интегральному мышлению, а значит развивать когнитивную и операциональную, нравственно-эмоциональную и культурную сферы. Педагогический коллектив удачно использует методы интеграции в формировании сферы культуры. Только в атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить, ценить духовные и материальны богатства, человека, способного творчески обогащать мир. Приобщение к культуре дает возможность испытать полноту бытия. Уроки литературы и истории как нельзя лучше позволяют детям приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос предков. Формой организации такого "погружения" в эпоху являются интегрированные уроки, праздники, турниры, уроки-путешествия, где удачно используются приемы межвозрастной интеграции и групповые формы занятий, что развивает не только когнитивную, эмоциональную, креативную, операциональную, мотивационную, сферу культуры, но и формирует межличностное общение и сотрудничество детей по возрастной вертикали. Межступенчатая интеграция способствует реализации морально-волевых качеств: уверенности в себе, деловитости, активности, осознания себя личностью. Особенна важна роль интеграции в коллективно-творческих делах. б) технология коллективно-творческой деятельности. Коллективно-творческие дела способствуют формированию таких качеств личности, как коммуникабельность, уверенность в себе, творчество, инициативность, ответственность, положительное отношение к себе и окружающим людям. И это способствует снятию агрессии у учащихся к окружающему социуму. Учим ребенка не только брать из окружающего мира, но и отдавать, делиться своими открытиями, находками. Педагог, ребенок могут реализовать себя как индивидуальность. Личностно-ориентированная сущность коллективно-творческой деятельности дает возможность учащимся удовлетворить свои потребности для САМОпроявления, САМОутверждения, САМОразвития, а пережитый успех дает им также чувство удовлетворенности, что порождает уверенность и стремление повторно пережить ее еще раз. Как показывает опыт, развитие личности идет в ходе подготовки КТД на всех его этапах, начиная с проектирования и заканчивая самим праздником. Это творческий процесс подготовки дела происходит на основе сотрудничества трех субъектов педагогического процесса, при соблюдении основных принципов воспитательной системы школы. в) технология диалога. На протяжении ряда лет, реализуя проект модели, управленческая деятельность в школе-интернате носит диалоговый характер, рассматривается как целенаправленное партнерское взаимодействие двух сторон: учитель — ученик. Главное место в диалоговом характере управления школой играет не система жесткого исполнения и контроля, а человеческие отношения, отношения, построенные на демократической основе. Как показывает опыт, именно такие отношения способствуют достижению положительных результатов в реализации учебно-воспитательных задач, в создании благоприятного психологического и эмоционального микроклимата. Заместители директора во главе с директором в работе со всеми звеньями педагогического процесса используют личностно-ориентированный подход, принцип диалога. Диалог в нашем понимании - это Сотрудничество, Содействие, Сотворчество, Сопереживание, это то, что помогает всем вместе идти к реализации поставленных задач. г) технология игры. Ребенок - полноправный субъект гуманистической воспитательной системы. Отличаясь от прошлых времен по формам самовыражения, современные дети в существе своем остаются детьми, продолжая своей жизненной практикой доказывать истинность того, что они продолжают играть, пренебрегая зачастую дарами технического процесса. Следовательно, ребенок нуждается в игре, в том числе, игре организованной. В такой игре - отобранный для усвоения позитивный опыт, разнообразные модели деятельности и поведения, общения и отношений, игровой опыт и игровая культура взрослого. Но истинный эффект от педагогически спланированной и организованной игры получается тогда, когда она по тематике, форме, настроению, содержанию совпадает с актуальной игровой потребностью ребенка. В такой игре у ребенка имеется возможность выразить себя в игровом действии, повинуясь порыву, настроению и все той же игровой потребности. Вмешательство взрослого в такую игру происходит лишь на этапе создания условий, порождающей игру ситуации. Игровые технологии разнообразны по своей форме. Это игры-тренинги, деловые игры, игры-театрализации, игры в случайность, например, литературное "Казино", "Брейн-ринг", "Умники и умницы", КВН, "Эрудит-лото" и другие. д) технология задач и проблемных ситуаций. Методы проблемного обучения служат формированию опыта творческой деятельности и творческого усвоения знаний. Основными понятиями концепции проблемного обучения является проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное ребенком затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний, новых способов действий. Если у школьника нет исходных данных для поиска путей преодоления затруднения, то проблемная ситуация не применяется им к решению и, следовательно, не отражается на его мышлении. Мышление начинается с момента осознания и формулировки проблемы. В этом случае проблемная ситуация перерастает в проблему. Каждая проблема содержит проблемную ситуацию, но не каждая ситуация преобразуется в проблему. Проблема с указанием каких-либо параметров ее решения представляет собой проблемную задачу. К проблемным технологиям можно отнести исследовательские методы. Назначение его заключается в организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению проблем и проблемных задач. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, требующие целого урока, домашнего задания. Вместе с тем в работе школы реализуются технологии методической диагностики как учебного, так и воспитательного процесса:
Внедрение современных образовательных технологий — одно из приоритетных направлений развития школы-интерната. 3.4. Содержание воспитательного процесса В Государственном областном образовательном учреждении «Россошанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2008- 2009 учебном году находится 103 ребенка в возрасте от 4 до 18 лет, из них 13 - круглые сироты, 84 - дети, родители которых лишены родительских прав, у 3 воспитанников родители находятся в местах лишения свободы. По данным мониторинга школьного медико-психолого-педагогического центра определяются дети с различным уровнем развития:
На территории школы оборудованы спортивные и игровые площадки, оформлены клумбы, школьный парк, опытный участок. В школе-интернате есть спортивный, танцевальный, музыкальный, тренажерный залы, кабинет психологической разгрузки, дополнительного образования, слесарная, столярная, швейная мастерские, мини-кухня где дети получают необходимые навыки ведения домашнего хозяйства, компьютерный класс с выходом в Интернет, кабинет новых информационных технологий. В библиотечном фонде более двух тысяч изданий художественной, научной и методической литературы, ведется подписка на периодические издания. Для оздоровления детей имеются медицинский пункт, физиотерапевтический кабинет, зал лечебной физкультуры, стоматологический кабинет, фитобар, тренажерный зал, биллиардный зал. Дети посещают городской бассейн, ледовый дворец. В школе-интернате создаются различные по типу, величине, долговременности детские объединения. Они взаимодействуют друг с другом, подчиняясь общим целям и задачам, отраженным в концепции воспитательной системы школы-интерната. Эффективность деятельности школы-интерната определяется функционированием целостной педагогической системой, включающей различные формы работы как в школе, так и во внешкольных учреждений: Школа:
Внешкольные учреждения:
Цель воспитательного процесса: воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, способной к самореализации, гражданина своего Отечества. Задачи: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. Принципы жизнедеятельности:
Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы должно являться формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, районных и республиканских мероприятиях, связь с внешкольными учреждениями города, района, области. Воспитательная работа строится с опорой на следующие виды деятельности:
В школе созданы условия для развития личности ребенка, помогающей ему успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности:
3.5. Содержание дополнительного образования Дополнительное образование школы-интерната — это особая система, школа для развития творческих способностей детей. Школа полного дня способствует расширению сети занятий дополнительнго образования. В воспитательной системе школы дополнительное образование охватывает 98% детей и определились следующие направления: Техническое:
Художественно-творческие:
Цель: выявление и развитие способностей детей, формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности. Дополнительное образование имеет социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность через организацию разных форм проведения занятий, внедряются современные методики обучения и воспитания детей и сохраняются традиционные национальные обычаи и обряды. Регулярно проводится диагностика уровня усвоения знаний кружковцев, их умений и навыков. IV. Мониторинг качества образования Система отслеживания результатов реализации образовательной программы включает в себя мониторинг школьного образования, в основе которого система показателей и инструментарий измерения:
Разработана рейтинговая система учета достижений учащихся по направлениям:
Все воспитанники школы имеют портфолио. V. Кадровое обеспечение Технология мониторинга выполнения образовательной программы напрямую связана с качественным потенциалом педагогических кадров. 5.1. Кадровое обеспечение выполнения приоритетных направлений развития школы-интерната Разработка системы мер по кадровому обеспечению выполнения приоритетных направлений развития образовательного пространства вызвана переходом к профильному обучению, выбором для изучения предметов социально-гуманитарного профиля, сотрудничеством с педагогическим колледжем. Реализация этого модуля призвана способствовать развитию интеллектуальных, духовно-нравственных качеств личности педагога, его творческих способностей, а следовательно способствовать качественным изменениям в системе преподавания учителей. В школе-интернате работает 27 учителей. Высшее образование имеют 23 человека, среднее педагогическое — 3 человека. Высшую квалификационную категорию — 10 педагогов, первую категорию — 14, вторую — 2. Обучаются заочно 2 человека в ВУЗах. 90% учителей прошли курсы по обучению работе на компьютере. 5.2. Методическое обеспечение работы школы в режиме полного дня Системообразующая идея программы: система методической работы — условие личностно-ориентированного образовательного пространства. Исходя из этой идеи, методическая работа предполагает не только повышение профессионального уровня учителя, но и подготовку учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации и самоорганизации. Цели методической работы 1. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителя, педагогического коллектива. 2. Анализ результативности образовательного процесса. Задачи методической работы
Направление методической работы 1. Организационно-педагогическое обеспечение научно-методической работы. 2. Технологическое обеспечение образовательного процесса. 3. Контроль, диагностика, анализ результативности. 4. Информационное обеспечение и исследовательская деятельность учеников. 5. Создание условий для развития способностей школьников. VI. Управленческий модуль В основе системы управления развитием школы положен новый подход — управление по результатам, которое осуществляется дифференцированно на основе четкого распределения функций, на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество педколлектива. Цель управленческой деятельности: создание условий для формирования и развития инновационных процессов в школе:
Управление в школе-интернате направлено на достижение конкретных результатов: 1. Здоровье и здоровый образ жизни. 2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. 3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с государственным стандартом образования. 4. Готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях. 5. Готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях. 6. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности. В основе управления школой можно выделить два уровня:
Структура административного управления Директор школы Заместитель директора по УР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по АХЧ Учителя Воспитатели Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-организатор ОБЖ Логопед Руководители методических объединений Старшая вожатая Классные руководители Педагоги дополнительного образования Музыкальный руководитель Данная структура может быть функциональна только при условии дифференцированного распределения функций и полномочий. V. Ресурсный модуль Программу материально-технического и финансового обеспечения учебно-воспитательного процесса осуществить за счет средств ГУО Воронежской области и шефствующего предприятия ОАО «Минудобрения» согласно росписям бюджетных ассигнований. Необходимо приобрести:
|
Главная | Назад | Вверх |